Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 1 Об экологической безопасности России


Приложение 5

     
Концепция межрегиональной целевой программы использования,
восстановления и охраны водных ресурсов Обь-Иртышского бассейна


     В 1996-1997 гг. субъекты Российской Федерации, расположенные в бассейне р.Оби под руководством Нижне-Обского БВУ, предприняли попытку разработки комплексной программы "Водохозяйственное обустройство бассейна р.Обь с целью устранения негативных экологических и социально-экономических последствий наводнений, маловодья и хозяйственного освоения территории" (КЦП "Обь"). Однако, только 4 субъекта Нижней Оби завершили свои территориальные разделы программы, которые в дальнейшем использовались как основа планирования водохозяйственной деятельности на территориях субъектов. Основной причиной незавершенности работы стало отсутствие в тот период средств в областных бюджетах на разработку программы.
    В 2004 г. Департамент государственного контроля и перспективного развития по УрФО и ФГУП РосНИИВХ выступили с инициативой разработки региональной целевой Программы использования, восстановления и охраны водных ресурсов бассейна р. Оби на территории УрФО. Готовность обсудить вопросы координации водоохранной и водохозяйственной деятельности в бассейне высказали Администрации Курганской, Челябинской, Свердловской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа.
    Дальнейшее развитие эта инициатива нашла в протоколе Согласия 1 от 18.01.05 и обращении Государственной Думы ЯНАО 96-сх от 31.01.05, направленном Губернаторам территорий, расположенных в бассейне р.Обь, Правительству Российской Федерации, Ассоциациям "Большой Урал" и "Сибирское Соглашение", о разработке межрегиональной программы по обеспечению охраны Обь-Иртышского бассейна и рационального использования его природных ресурсов.
    В связи с этим, ФГУП РосНИИВХ и Нижне-Обское БВУ предлагают обсудить необходимость и возможность разработки целевой программы использования, восстановления и охраны водных ресурсов Обь-Иртышского бассейна как части природно-ресурсной программы и выносят на рассмотрение проект Концепции этой программы.
Программа позволит:
осуществлять координацию водоохранных и водохозяйственныхмероприятий, проводимых субъектами федерации в границах бассейна;
повысить возможности получения субъектами федерации средств от платы за водопользование из Федерального бюджета (с учетом направления всех средств от водопользования с 2005 года в Федеральный бюджет);
обеспечить повышение эффективности затрат на водное хозяйство в бассейне в целях создания условий безопасного водопользования;
способствовать формированию отношения к воде как к стратегическому ресурсу, гарантирующему устойчивое экономическое развитие округа.
    В период формирования бюджетов субъектов Уральского Федерального округа на 2006 год необходимо обратить внимание на важность выполнения задач, поставленных в Основных направлениях развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года , утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2004 г. 742-р. В этом документе говорится о необходимости разработки в установленном порядке целевых программ и уточнение действующих программ, в том числе федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", в области рационального использования и охраны водных ресурсов, восстановления водных объектов, включающих первоочередные мероприятия по предотвращению загрязнения водосборных территорий промышленными выбросами и снижению загрязнения водных объектов в бассейне реки Обь .
    Бассейну реки Оби принадлежит важное место в экономике России, ее водные ресурсы обеспечивают потребности населения и экономики огромного региона, используются для водоснабжения, судоходства, рыболовства и рекреации. В пределах территории Обского бассейна проживает 22 млн. человек (15% от всего населения России), более 70% населения живет в городах.
    Среди рек России Обь занимает первое место по площади водосбора, второе место по длине и третье место (после Енисея и Лены) по водоносности.
    Весь бассейн Оби расположен на территории трех государств - Российской Федерации, Казахстана и Китая, однако примерно 75% его водосборной площади принадлежит России. На территории Обского бассейна расположены Курганская, Челябинская, Свердловская, Омская, Новосибирская, Кемеровская, Томская, Тюменская области, Алтайский Край, Республика Алтай и Ханты-Мансийский автономный округ. Кроме того, к бассейну Оби относятся западные районы Ямало-Ненецкого автономного округа, юго-запад Красноярского края и Республика Хакасия (верховья правых притоков Оби ).
    Объем среднегодового стока Оби в створе г. Салехарда по оценкам составляет 385-394 км3, достигая в устье 402 KMJ (ОКОЛО 10% от ресурсов речного стока Российской Федерации), при 95%-й обеспеченности - до 76% от среднемноголетней величины. Более 50% стока Оби формируется в пределах Тюменской и Томской областей.
    В целом в бассейне реки Оби объем использования воды составляет чуть меньше 8 км3 (12% от общего по Российской Федерации). Со сточными водами в реки и озера Обского бассейна ежегодно поступает около 632 тыс. тонн самых разнообразных отходов.
    Стоимость ущерба, наносимого водопользователями (промышленность, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и прочие отрасли) загрязнением водных объектов в бассейне, оценивается в 5604 млн. рублей.
    Среди регионов бассейна Кемеровская и Свердловская области характеризуются самым высоким промышленным потенциалом. Здесь сосредоточены большие мощности по добыче угля и различных руд, выплавке и прокату цветных и черных металлов, производству электроэнергии, химических материалов и т.д. Основными потребителями свежей воды являются электроэнергетика и металлургическая промышленность.
    Несмотря на высокую среднемноголетнюю обеспеченность водными ресурсами, вследствие их неравномерного распределения и высокой антропогенной нагрузки на территорию, водное хозяйство ее испытывает целый ряд проблем. К основным можно отнести:
1. Дефицит водных ресурсов;
2. Неудовлетворительное снабжение населения питьевой водой
3. Возрастание ущерба от вредного воздействия вод
4. Загрязнение водных объектов, в т.ч. от техногенных аварий.
    Водно-ресурсный потенциал территории является составной частью стратегических ресурсов, обеспечивающих экономическое развитие страны.
    Интенсификация производства тяжелым бременем ложится на водные экосистемы и требует дополнительных инвестиций на решение водно-экологических проблем.
    В рамках Программы появляется возможность на практике реализовать бассейновый принцип управления водными ресурсами и сформировать инфраструктуру инновационной системы водного хозяйства территории всего бассейна реки Оби в соответствии с требованиями Протокола совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации1 1 от 24 февраля 2004 г., повысить эффективность капитальных вложений и увеличить экологический эффект на рубль затрат в охрану окружающей среды.
    Предлагаемая   к   обсуждению   Концепция   определяет   основные   механизмы реализации Программы, содержание этапов и сроки реализации Программы. Цели и задачи Программы
    Общая цель: достижение и поддержание устойчивого водопользования в Обь-Иртышском бассейне.
При устойчивом водопользовании обеспечивается:
создание   условий   для   доступа   всех   слоев   населения   к   безопасной питьевой воде в пределах действующих санитарно-гигиенических норм;
сбалансированность      потребностей      экономического      развития      и возможностей воспроизводства экологически полноценных водных ресурсов;
сведение     к     минимуму     вероятности     вредного     воздействия    .вод (наводнения, подтопления, водная эрозия и пр.) и ущерба, наносимого им.


Ожидаемые результаты:
снижение доли населения, не имеющего доступа к питьевой воде в пределах санитарно-гигиенических норм;
снижение ущерба от вредного воздействия вод (в сопоставимых ценах);
повышение объема инвестиций в водное хозяйство;
достижение   долгосрочных   целевых   показателей   состояния    водных объектов;
внедрение эффективных организационных, экономических, нормативно- правовых (включая технические регламенты) механизмов управления водными ресурсами, гармонизация этих механизмов с Рамочной водной директивой ЕС, использование     передового     мирового     опыта    планирования     и    реализации водоохранных и водохозяйственных мероприятий;
выполнение     в     полном     объеме    международных     обязательств     в использовании трансграничных водных объектов.
Основные направления реализации:
создание    условий    для    бесперебойного    удовлетворения    хозяйственно- питьевых   потребностей    всех    слоев    населения    водой,    соответствующей гигиеническим нормативам;
поэтапное восстановление подверженных антропогенному воздействию       , водных объектов и их экосистем;
защита   населения   и   производственно-хозяйственного   комплекса   от вредных воздействий наводнений, подтоплений, водной эрозии, и т.п.;
         разработка   и   внедрение   механизмов   регулирования   хозяйственной деятельности   для   достижения   баланса   между   потребностями   экономического развития и возможностями воспроизводства экологически полноценных водных ресурсов;
формирование и развитие инновационной системы водного хозяйства;
         повышение    инвестиционной   привлекательности    водохозяйственного комплекса бассейна.


Участники и партнеры Программы
    
     Участники программы: Росводресурсы, Верхне-Обское, Нижне-Обское БВУ и их территориальные отделы. Бассейновый совет и его рабочие группы (предполагаемые к созданию), органы исполнительной власти субъектов РФ на территории бассейна, ФГУП РосНИИВХ, институты РАН и другие научно-производственные организации, работающие в сфере использования и охраны водных ресурсов, муниципальные1 образования, предприятия, оказывающие воздействие на окружающую среду, население и общественные организации.
    Партнеры: Ассоциации "Большой Урал" и "Сибирское Соглашение", Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Европейский центр восстановления рек, Европейская экономическая комиссия ООН (рабочие органы Конвенции о рациональном использовании и охране трансграничных водотоков и международных озер), ЕС (в рамках Водной инициативы ЕС), Международные и отечественные финансовые организации.
Принципы разработки и реализации программных мероприятий -Бассейновое планирование и территориальное администрирование
Бассейн водного объекта рассматривается как единый объект управления.
    Государственная система управления водными ресурсами строится на сочетании федерального   (бассейнового)   планирования   и   территориального   (по   субъектам Российской Федерации) администрирования водохозяйственной деятельности. -Постоянное и планомерное снижение вредных воздействий на водные объекты
    Государственная водная политика ориентируется на поэтапный переход к нормированию водопользования, которое обеспечивает постоянное и планомерное снижение вредных воздействий на водные объекты при помощи гибкой системы экологически ориентированных целевых показателей, при учете реальной экологической, экономической и социальной обстановки на конкретном водном объекте.
    Цели и интересы государства в рамках Программы выражаются в виде долгосрочных целевых показателей состояния водных объектов бассейна (ДЦП).
    На уровне субъектов Российской Федерации водная политика строится на поэтапном достижении краткосрочных целевых показателей состояния водных объектов.
    С учетом установленных ДЦП, на основе исследований состояния водного объекта, анализа действующих производственных технологий водопользователей и лучшей мировой практики, оценки экономической и социальной приемлемости, результатов переговоров с водопользователями определяется экономически обоснованная технологическая схема, позволяющая улучшить те или иные показатели состояния водного объекта до определенного уровня, обозначаемого как краткосрочные целевые показатели состояния водного объекта (КЦП). Рекомендуемый срок реализации программы достижения КЦП - три года. По достижении КЦП устанавливаются новые, вплоть до достижения ДЦП.
-Приоритетность    решения     задач     обеспечения     хозяйственно-питьевого водоснабжения населения
    При планировании мероприятий по реализации Программы вопросы восстановления действующих источников питьевого водоснабжения, поиска и ввода в эксплуатацию новых источников (прежде всего подземных, а там, где обосновано, и строительство новых водохранилищ) обладают безусловным приоритетом. При этом особое внимание уделяется вопросам водосбережения.
    Вопросы,   решаемые   в   рамках   территориальных   программ    Обеспечение населения питьевой водой должны быть сопряжены с мероприятиями Программы. -Планомерность, этапность и тщательная обоснованность мероприятий
    При определении КЦП и программ их достижения субъекты РФ исходят из реальных технико-экономических возможностей водопользователей, бюджетов муниципальных образований и субъектов РФ, достигнутых соглашений по инвестиционным проектам, а также планов социально-экономического развития. Затем Бассейновый совет оценивает КЦП и программы по их достижению по двум критериям:
1) согласованность КЦП и программ, представляемых субъектами;
2) обеспечение достижения ДЦП в установленные сроки.
    В случае неудовлетворения хотя бы одному из двух критериев назначается экспертиза предоставленных программ.
    Такой подход обеспечивает постановку только достижимых в реальных условиях задач, а, кроме того, реализацию прозрачного механизма обоснования необходимости привлечения финансирования из внешних источников.
    Особо следует подчеркнуть необходимость тщательной оценки социальных и экологических последствий всех мероприятий. -Инновационноеразвитие водного хозяйства
    Формирование инновационной системы водного хозяйства обеспечивается за счет имеющегося научно-технического потенциала в специализированных центрах, ВУЗах, НИИ.
    Реализация    инновационной    системы    должна    учитывать    особенности современного   водного   хозяйства,   насыщенность   его   не   сертифицированными технологиями и услугами, не утвержденными научно-методическими разработками, усиление   конкуренции,   переход   инициативы   создания   технологий   или  услуг  от разработчиков и производителей к потребителям-водопользователям. - Открытость информации и участие общественности в подготовке и принятии решений
    Сознавая, что долговременный успех Программы может быть достигнут только при его понимании и поддержке активными слоями населения, соответствующие органы исполнительной власти всех уровней должны создать условия для широкой информированности и вовлечения общественности и водопользователей в процесс подготовки и принятия решений на этапах разработки и реализации программных мероприятий.
     
     Механизмы реализации Программы
    
-     Организационные
    Бассейновый совет обеспечивает координацию работ по реализации программных мероприятий и их сопряжению с другими социально-экологическими программами, согласовывает ДЦП и КЦП.
    Территориальные   отделы   БВУ,   являющиеся   Исполнительными   органами-реализации   Программы,   ежегодно   формируют   пакет   заявок   из   программных мероприятий,   определяют   источники   финансирования,   исполнителей   работ   и осуществляют контроль за выполнением мероприятий и их эффективностью.
    Органы исполнительной власти субъектов Федерации, расположенных в бассейне, осуществляю формирование плана мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета субъекта, утверждают КЦП.
    Бассейновые водные управления утверждают блок мероприятий в рамках Программы, финансируемых из Федерального бюджета, утверждают КЦП и ДЦП, осуществляют контроль за выполнением мероприятий и их эффективностью.
-     Финансовые
    Финансирование работ по Программе осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований, за счет средств предприятий-водопользователей .
    При этом, финансирование общебассейновых мероприятий и задач, таких как научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, расчет водных балансов, составление СКИОВР, разработка нормативно-правового обеспечения и т.п., обустройство водоохранных зон, проведение берегозащитных мероприятий, мероприятий по восстановлению стокорегулирующей роли водосборов, строительство водохранилищ, реконструкция водохозяйственных сооружений, находящихся в государственной собственности и бесхозных, проводится за счет средств федерального бюджета.
    Финансирование мероприятий по совершенствованию систем очистки сточных вод, реконструкции водохозяйственных сооружений, находящихся не в государственной собственности, осуществляется за счет средств собственника.
    При этом, система управления водопользованием на основе установления целевых показателей состояния водных объектов обеспечивает прозрачную процедуру обоснования выделения средств федерального бюджета на финансирование мероприятий первой группы и на дофинансирование (в случае обоснованной необходимости) - второй.
    Дофинансирование мероприятий второй группы предпочтительно осуществлять на условиях льготного кредитования.
    Для финансирования мероприятий по предотвращению, снижению и возмещению ущерба от вредного воздействия вод следует развивать соответствующий рынок страховых услуг с государственным участием.
    Привлечение инвестиций - наиболее экономически целесообразный способ финансирования.
-     Информационные
Информационное обеспечение Программы включает:
       данные существующей (и усовершенствованной в результате реализации этапов     Программы)     системы     мониторинга    состояния     водных    объектов,
водосборных   территорий         и     водохозяйственной    деятельности     (включая дистанционные методы);
         результаты   исследований   и   имитации   на   постоянно   действующей компьютерной модели бассейна, которая включает, по крайней мере системы:
    моделирования  поверхностного  и подземного  стока,  включая  их, взаимосвязь;
моделирования поступления и миграции загрязняющих веществ в поверхностных и подземных водных объектах,
    базы данных о водопользовании,
базы данных мониторинга,
географическую информационную систему, интегрирующую все
данные.
    Все государственные и негосударственные организации, ведущие наблюдения в соответствующей сфере должны достичь договоренности о регламентах представления необходимой для реализации Программы информации.
     - Научно-методические
Научно-методическое обеспечение Программы включает:
разработку научно-методических основ безопасного водопользования;
обоснование     закономерностей     формирования     качественных     и количественных характеристик стока поверхностных и подземных водных объектов Обского    бассейна,    включая    природно-климатические    факторы    (с    учетом глобального потепления) и   антропогенное воздействие (в т.ч.   воздействие на   водосборные площади);
прогноз речного стока в условиях трансграничного перераспределения ресурсов Обского бассейна;
краткосрочный    и    долгосрочный    прогноз    негативных    последствий антропогенного воздействия на водные объекты и водосборные территории для здоровья населения, экономики региона, экологических систем;
прогноз социально-экономического развития территорий;
обоснование     методик    эколого-водохозяйственного     районирования,
установления   долгосрочных   и   краткосрочных   целевых   показателей   состояния водных объектов, оценки состояния водохозяйственных сооружений и пр.;
анализ применимости используемых в мировой практике, адаптация   и разработка новых водосберегающих и водоохранных технологий;
анализ применимости используемых в мировой практике, адаптация . и разработка новых математических моделей исследуемых объектов и процессов;
разработку    инновационной    системы    водного    хозяйства    региона, механизмов привлечения инноваций в водное хозяйство;
разработку      и      реализацию      пилотных      проектов      механизмов самофинансирования водохозяйственной деятельности;
анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию действующей системы мониторинга;
анализ и выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой    базы,    организационных    схем    и    экономических    механизмов    для обеспечения устойчивого водопользования;
разработку     водохозяйственных     балансов     и     схем     комплексного использования и охраны водных объектов.

Этапы реализации Программы:
    
     Общая продолжительность реализации Программы - 15 лет. Предполагается реализация Программы в три этапа.
    На первом этапе (2005 г.) выполняется разработка программы, проводятся необходимые организационные мероприятия.
    На втором этапе (2006-2007 гг.) - проводится разработка и утверждение необходимых для реализации Программы научно-методических, нормативно- правовых! документов, создается основа для информационного обеспечения Программы, утверждается план Реализации Программы.
    Третий этап Реализации состоит из трехгодичных циклов, ориентированных, на достижение краткосрочных целевых показателей состояния водных объектов. К концу реализации Программы должны быть достигнуты долгосрочные целевые показатели.
    Критериями эффективной реализации мероприятий Программы будет поэтапное улучшение показателей состояния водных объектов бассейна. Заключение
    Программа призвана осуществить на практике принципы интегрированного управления водными ресурсами в пределах водного бассейна на основе подходов, опирающихся на детальный учет физико-географических факторов, интенсивности антропогенного воздействия, экономических и социальных условий на конкретном водном объекте (его участке), учитывая показатели наилучшей существующей технологии и наилучшей экологической практики .
    В результате реализации Программы будет обеспечено устойчивое водопользование в бассейне крупнейшей российской реки, восстановление и поддержание баланса между потребностями экологического развития и возможностью1 воспроизводства экологически полноценных водных ресурсов. Сократится доля населения бассейна р. Обь, не имеющего доступа к питьевой воде, соответствующей гигиеническим нормативам, ущерб от вредного воздействия вод. Будет внедрена система управления водопользованием, отвечающая самым современным требованиям, гармонизированная с Водной директивой ЕС. Механизмы, реализация которых заложена в Программе, позволят значительно улучшить инвестиционный климат в водном секторе экономики территорий Обь-Иртышского бассейна.