Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 21 Экспертное сопровождение проектов федеральных законов: состояние, проблемы и возможные пути решения

Введение

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы наделены Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды (последние по вопросам их ведения).
    Согласно статье 105 Регламента Государственной Думы при внесении законопроекта  в Государственную Думу этими субъектами права законодательной инициативы  должны быть представлены:
    законопроект;
    пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
    финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат).
    Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
    Анализ практики законотворческой деятельности в обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации показывает, что большинство проектов федеральных законов, внесенных упомянутыми субъектами законодательной инициативы, в настоящее время разрабатывается, проходит различные стадии обсуждения и принимается без проведения их комплексной экспертизы.
     В Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закреплено только положение о правовой экспертизе законопроектов.  В то же время большинство вводимых в законопроектах норм не проверяются по критериям экономической, социальной и экологической безопасности, бюджетной эффективности. Такой информации в настоящее время нет ни в материалах инициаторов федерального закона, ни в заключениях Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств по федеральным законам, поступающим в Государственную Думу.
     В проектах федеральных законах не прописываются четко источники финансирования для реализации вводимых федеральным законом норм и социально-экономические последствия этих новаций.
     Отсутствие такой информации не позволяет составить полноценное заключение по федеральному закону на требуемом законодателями уровне. В результате после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов выясняется, что введение норм этих законов может привести к необоснованному ущемлению интересов отдельных субъектов государственной власти и хозяйствования.
     Неполная экспертная проверка законопроектов приводит также к затягивания сроков их обсуждения и принятия, частым отклонениям федеральных законов Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Как свидетельствует российская арбитражная практика, зачастую наблюдается неоднозначное толкование  норм ряда действующих федеральных законов, что приводит к снижению эффективности их действия в правоприменительной практике, а в некоторых случаях и к противоположному эффекту.