АВ 2004г. Выпуск 17 Соблюдение баланса интересов миноритарных и мажоритарных акционеров в законодательстве зарубежных стран
Ни в одной стране с переходной экономикой не существует законодательства по корпоративному управлению (в широком смысле, с учетом всех сопряженных нормативных актов), которое можно было бы оценить как высокоразвитое. Существующее в них законодательство отражает не столько то, что уже есть, сколько то, что должно быть или в лучшем случае находится в стадии становления.
Практически во всех странах с переходной экономикой АО уже являются предметом того или иного типа правового регулирования.
В ряде стран приняты Кодексы и в их развитие специальный закон об АО или закон, дополнительно регулирующий всевозможные виды хозяйственных товариществ и обществ.
По французскому пути - т.е. принятию специального детального закона о компаниях - первой пошла Венгрия (закон о хозяйственных обществах 1988 г., поправки 1991 г.). Этот закон (300 статей) был намного менее детальным, чем аналогичный французский. В нем, помимо АО, регулируются также товарищества с ограниченной ответственностью и другие типы товариществ.
Аналогичные законы (где АО регулируются наравне с другими видами обществ или товариществ) были приняты в Албании, Болгарии, Казахстане, Монголии и Украине.
По другому кодификационному пути пошла в 1991 г. Чехословакия (затем, соответственно, Чехия и Словакия), где был принят Торговый кодекс, охвативший широкий круг вопросов торгового права. Право товариществ занимает в нем значительное, но не доминирующее, как в венгерском законе, место. Кодекс регламентирует также деятельность кооперативов, договорные обязательства и их обеспечение, отдельные виды торговых обязательств, конкуренцию, порядок ведения торговых реестров и бухгалтерской отчетности. Торговые кодексы также приняты в Польше, Македонии и Эстонии. Болгарский Торговый закон также в определенном смысле можно рассматривать как торговый кодекс.
По оценкам, регламентация права товарищества в рамках торговых кодексов является более краткой, чем в специальных законах. Согласно исторической практике (в т.ч. Франции и Германии), такая регламентация свойственна начальному этапу развития акционерного права. Затем неизбежно следует этап, требующий большей детализации, особенно с учетом того, что в этой сфере крайне нежелательна регламентация путем подзаконных правовых актов и ведомственных инструкций.
Диапазон формирующихся национальных моделей регулирования деятельности АО в странах с переходной экономикой крайне широк и охватывает самые противоположные подходы:
- с одной стороны, доминирующая ориентация на все более разветвленное и детальное корпоративное законодательство по мере развития реальных процессов и практики корпоративного контроля (пока это страны, первыми начавшие приватизацию - Россия, Литва, Чехия, Польша, Венгрия);
- с другой стороны, концепция полного самоустранения государства от проблем корпоративного управления. В качестве примера можно привести Эстонию, где основной расчет сделан на сочетание "концентрированной собственности" с косвенной политикой правового регулирования со стороны государства (конкурентная среда, налоги, введение международных норм бухгалтерского учета для реального доступа к информации и соответствующего контроля совета директоров). Этот подход проявляется даже в отношении к миноритарным госпакетам акций, которые могут без каких-либо последствий или санкций "размываться" частными акционерами.
Есть и оригинальные общие трактовки самой концепции корпоративного управления и соответствующего государственного регулирования. Так, например, в Украине корпоративное управление и политика правового регулирования в этой области права понимаются следующим образом:
- социальная защита "граждан" и "занятых" (санкции против юридических лиц и менеджеров, которые нарушают "социальные обязательства" компании);
- усиление роли "занятых" в корпоративном управлении;
- усиление прав государства как собственника.
Близкое к украинскому понимание проблем корпоративного управления свойственно Словакии. В качестве важных задач также выдвигаются повышение роли занятых и сохранение роли государства. В Узбекистане корпоративное управление трактуется как принципы взаимоотношений между АО и отраслевыми министерствами.
К концу 1996 г. специальные законы об АО (в том числе при наличии Гражданского кодекса) приняты в России, Армении, Латвии, Литве, Молдове и Таджикистане.
В целом же для рассматривавшихся стран с переходной экономикой романо-германские традиции права со всей очевидностью являются доминирующими.
Таблица 1
Стандартные элементы корпоративного законодательства и их наличие в некоторых странах с переходной экономикой
|
Чехия |
Венгрия |
Болгария |
Польша |
Румыния |
(1) четкое распределение полномочий по принятию решений |
есть |
есть |
слабо |
есть |
слабо |
(2) структура правления (двухпалатная - т.е. правление и совет директоров) |
всегда двухпалат-ное |
всегда двухпалат-ное |
по решению акционеров |
Двухпалат-ное, если уставный капитал выше 0, 5 млн. злотых |
по решению акционе-ров |
(3) назначение (число голосов для выборов) директоров |
более 50 % |
более 50 % |
более 50 % |
н.у.*, часть может быть назначена крупными акционерами |
Компетен-ция правления |
(4) смещение директоров |
более 50 % |
более 50 % |
более 50 % |
более 50 % |
более 50% |
(5) контроль за правом голоса (доверенности) |
есть |
есть |
есть |
есть |
есть |
(6) правила раскрытия информации и аудит; |
низкий уровень |
высокие стандарты |
низкий уровень |
высокие стандарты (близки ЕС) |
низкий уровень |
(а) преимущественное право покупки акций; |
есть |
есть |
есть |
есть |
н.д.* |
(б) квалифицированное (или выше) большинство при важных решениях |
66 % |
75 % |
2/3 уставного капитала |
может быть 50 % , 2/3, 3/4, 4/5 |
2/3 от 75% кворума |
(в) правила поглощений |
нет |
есть |
нет |
н.д. |
н.д. |
(г) кумулятивное голосование |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
есть |
н.д. |
(д) ограничения на число голосов для 1 акционера |
могут быть |
могут быть |
н.у. |
могут быть |
могут быть |
(8) участие занятых в наблюдательном совете |
1/3-1/2, если число занятых более 50 |
1/3, если число занятых более 200 |
н.у. |
н.у. |
н.у. |
(9) минимум для кворума собрания |
30 % |
свыше 50 % |
по уставу |
н.у. |
50 % |
(10) число голосов на 1 акцию |
1 |
не ограничено |
1 |
от 1 до 5 |
1 |
(11) принудительное исполнение этих норм (enforcement) |
слабо |
слабо |
слабо |
слабо |
слабо |
* н.д. - нет данных, н.у. - не указано в законодательстве.