Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


Концессионные отношения в Египте
    В сфере недропользования Египет представляет собой яркий пример распространенной в развивающихся странах системы недропользовательских отношений, основанной на создании государственной компании, сочетающей в себе функции органа государственной власти и коммерческой организации.
    Нормативное регулирование концессий в недропользовании базируется на законе "О шахтах и рудниках", и законе "Об инвестиционных гарантиях и льготах", данные нормативные акты находятся в русле общей тенденции регулирования отношений в области недропользования в развивающихся странах и не отличаются особой оригинальностью правовых механизмов. В данном случае мы подробно остановимся на опыте Египта в области организации нефтедобычи, в силу того, что сходные модели используются во многих крупных нефтедобывающих странах.
     В Египте в области нефте- и газодобычи условия каждого концессионного соглашения рассматриваются парламентом и принимаются в форме специального закона. Подобная практика является обычной для многих стран использующих механизмы СРП.
     В Египте сторонами концессионного соглашения являются 3 участника: государство, Египетская генеральная нефтяная корпорация (ЕГНК) и концессионер.
     В рамках концессионного соглашения выделяются две стадии: проведение работ по разведке и осуществление добычи, которая осуществляется на условиях СРП с созданием совместного предприятия.
    Срок стадии разведки составляет 3-4 года с возможностью продления, как правило, максимум еще на 4 года. Концессионер осуществляет все необходимые разведывательные работы полностью за свой счет. Более того, в контракте особо оговаривается, какие минимальные вложения должен сделать концессионер на каждом из этапов проведения работ, и нарушение этого условия влечет расторжение договора.
    Концессионное соглашение автоматически прекращает свое действие по истечению срока проведения разведки, если не было сделано коммерческого обнаружения, и в этом случае концессионер не может требовать компенсации затраченных им средств. Таким образом, "предварительная стадия" представляет собой сервисный контракт с риском.
    В случае коммерческого обнаружения концессионер получает с одобрения Министерства Нефти разрешение на разработку месторождения на срок не более 35 лет. При этом для осуществления работ по разработке создается компания-оператор. Фактически, данная компания-оператор представляет собой юридическую фикцию. Компания-оператор не подпадает под действие Закона о компаниях, не проходит государственной регистрации и других аналогичных действий, и осуществляет свою деятельность исключительно на основании концессионного соглашения, принадлежащая в равных долях концессионеру и ЕГНК.
     Концессионные платежи рассчитываются по довольно сложной схеме. Сначала определенная часть добытой нефти идет на покрытие издержек компании-оператора, а также компенсацию расходов концессионера на разведку месторождения (данные расходы компенсируются в течение нескольких лет путем выделения на эти цели фиксированного процента от объема добычи). Оставшаяся после компенсации нефть делится между концессионером и ЕГНК. Формально концессионер обязан уплачивать налог на прибыль, роялти и ряд других платежей. Однако, фактически, все эти платежи уже учтены в той доле нефти, которая причитается ЕГНК, и на практике осуществляются последней.
     Следует особо отметить, что концессионер освобождается от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования, необходимого для осуществления деятельности в рамках концессионного соглашения.
    Все активы компании-оператора и концессионера, связанные с осуществлением деятельности в рамках концессионного соглашения, по истечению срока действия концессионного переходят в собственность ЕГНК.
    Многие международные инвесторы считают египетскую систему недропользования излишне громоздкой и непривлекательной для реализации крупных проектов. Подобное отношение инвесторов послужило, в частности, причиной провала аукциона 1999 года, когда для разведки жидких углеводородов были предложены 15 перспективных блоков. И хотя большая часть данных участков, после дробления, было все-таки передано инвесторам в 2001 году, еще рано однозначно говорить об успехах египетской системы недропользования.