Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


 Концессионные отношения в Аргентине
    Концессионные отношения в сфере недропользования развивались в Аргентине с 1886 года и в настоящий момент опираются на обширную нормативную базу, состоящую из "Горного Кодекса", законов "Об углеводородных ископаемых" и "Об инвестициях в горнодобывающей промышленности", а также ряда других нормативных актов. "Горный Кодекс" 1886 года является уникальным по своей юридической силе нормативным актом. Обязательность соблюдения его положений на всех уровнях власти закреплена даже в Конституции Аргентины.
    Аргентинская модель концессий в сфере недропользования во многом сходна с классической французской моделью. При этом право на разведку полезных ископаемых и на их добычу устанавливается различными правоустанавливающими документами.
    Так право на произведение разведки месторождений и опытную добычу сырья на определенной территории, предоставляется на основании лицензии. В случае если получившей лицензию компании удается произвести коммерческое обнаружение, такая компания имеет право на заключение концессионного соглашения на эксплуатацию данного месторождения в течение 25 лет. В случае же, если произвести коммерческое обнаружение не удастся затраты на осуществление разведки не компенсируются.
    Таким образом, можно говорить о том, что в Аргентине используется классический сервисный контракт с риском, который оформляется в форме лицензии. Существенным отличием Аргентины от французской модели является то, что лицензия на осуществление разведки выдается в Аргентине только на основании проведения конкурсных процедур.
     Концессия на добычу полезных ископаемых предоставляет концессионеру достаточно широкий спектр прав на концессионную территорию. Так, концессионер получает право, без получения дополнительных разрешений, осуществлять строительство необходимой инфраструктуры, транспортировку полезных ископаемых и осуществление прочих работ, необходимых для эксплуатации месторождения.
    При эксплуатации недр платежи концессионера государству складываются из фиксированной платы (ренталз), размер которой зависит от площади месторождения, предоставляемого в концессию, и роялти, устанавливаемой в процентах от стоимости добытого сырья. Интересным представляется тот факт, что фиксированная плата за территорию поступает в центральный бюджет, а роялти - в бюджет провинций, на территории которых расположены месторождения.
    Концессионеры имеют право продажи своей продукции на внутреннем и внешнем рынках без каких-либо ограничений. При этом в период нехватки внутренней продукции для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, Правительство может обязать концессионеров продавать нефть, газ, нефтепродукты и иные полезные ископаемые исключительно на внутреннем рынке. При этом цена не должна быть ниже цены импортируемых полезных ископаемых.
    Концессии в области электроэнергетики
    В Аргентине на основе концессионных договоров осуществляется как генерация, так и транспортировка электроэнергии. В особенности в Аргентине распространена практика по предоставлению в концессию ГЭС и других гидротехнических сооружений. Как правило, концессионные соглашения в области электроэнергетики жестко устанавливают тарифы на услуги концессионера, предусматривая возможность их пересмотра не чаще, чем раз в пять лет.
     Интересным представляется тот факт, что концессионные соглашения в области транспортировки электроэнергии содержат положения об ответственности концессионера за подачу электроэнергии на подведомственной ему территории, при этом концессионер не имеет права ссылаться на недостаточную подачу электроэнергии поставщиками как на причину, освобождающую его от такой ответственности.