Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


 Опыт развивающихся стран в области концессий
    В условиях традиционных концессий частные иностранные компании получали исключительные права на разведку и добычу минерального сырья в течение длительного срока (20-40 лет по состоянию на начало 70-х годов, как правило, с возможностью продления) на обширных территориях (200000 га в Эквадоре, 125000 га в Аргентине).
     Доходы государства от предоставленных концессий складывались из ежегодной пошлины, пропорциональной размеру концессии и зависящей от расположения арендованной территории и продолжительности договора, платы за недра (роялти), пропорциональной объему производства, и налога на прибыль. Размеры ежегодных концессионных пошлин были в большинстве латиноамериканских государств очень низкими (от нескольких десятков центов до нескольких долларов за 1 га) и, кроме того, могли быть еще снижены в ряде случаев (например, в зависимости от числа пробуренных скважин или в случае высоких издержек производства). Владельцам концессий принадлежало добытое минеральное сырье. Иностранные компании в рассматриваемый период единолично устанавливали цены на добываемое сырье, контролируя, таким образом, производство, транспортировку и сбыт нефти (как внутри принимающих стран, так и на мировом рынке).
    В числе важных исключений, выходящих за рамки такого режима, можно назвать Мексику, где в 1938 г. полный контроль над разведкой, добычей и переработкой нефти перешел к государственной компании "Петролеос Мексиканос" ("Пемекс"), и Бразилию, в которой в 1953 г. была проведена национализация нефтяной промышленности и исключительные права в сфере добычи нефти и газа были переданы государственной компании "Петролео Бразилейро" ("Петробраз").
     Права на владение концессией в странах Латинской Америки носили окончательный характер и могли утрачивать силу только в ограниченном числе случаев, предусмотренных при их предоставлении, таких как невыполнение взятых обязательств. Только в Аргентине горнорудный закон разрешал экспроприацию месторождений на основании критериев общественной значимости, выходящих за рамки условий разработки месторождений. Поэтому до начала 70-х годов случаи экспроприации месторождений в Латинской Америке были чрезвычайно редкими. Решение об экспроприации, нефтяной отрасли, принятое в 1938 г. в Мексике, стало результатом длительных переговоров, касавшихся в большей мере размера компенсации, чем самой возможности экспроприации.
     Об общем размере прибылей, которые получали иностранные корпорации в условиях концессионного режима, можно судить на примере Венесуэлы. Если взять длительный период, предшествующий национализации, то общие доходы ТНК от добычи нефти многократно превысили соответствующие поступления государства. Так, за период с 1917 г. по 1975 г. доход государства составил 45 млрд. долларов, а прибыли компаний - более 200 млрд. долларов. Впрочем, после 1958 г. условия контрактов с ТНК были существенно ужесточены. В частности, в 1959 г. правительство повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26 % до 45 %, а к началу 70-х гг. - до 50 % и более (Табл. 1). С учетом того, что величина роялти составляла 16,7 %, доля государства во всех поступлениях от продажи нефти могла достигать 70 %.