Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


 Концессионные отношения в других странах СНГ
    Законодательство стран СНГ отличается разнообразием, как в определении объекта концессионных отношений, так и в обозначении круга их субъектов.
    В одних странах, как, например, в Молдове и Таджикистане, - само понятие "концессия" определяется через слово "договор", в то время как, например, в Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане, "концессия" определяется как "разрешение".
    В Молдове концессионерами могут быть как иностранные, так и отечественные инвесторы, в то время как во всех среднеазиатских республиках, за исключением Казахстана, статус концессионеров предоставляется исключительно иностранным инвесторам, либо совместным предприятиям. В качестве концедента, как правило, выступают как центральные органы исполнительной власти, так и органы местного самоуправления.
     Процедура проведения конкурсов и определения победителя, закрепленная в законодательстве, страдает низкой степенью детализации, что оставляет пространство для коррупции. В некоторых странах допускается возможность заключения соглашения путем проведения прямых переговоров с инвестором.
     В большинстве стран СНГ концессионные отношения регулируются отдельными законами "О концессиях" (Закон Республики Кыргызстан "О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан" 850-XII от 6 марта 1992 года, Закон Республики Молдова "О концессиях" 534 от 13 июля 1995 года, Закон Республики Таджикистан "О концессиях" 430 от 15 мая 1997 года, Закон Республики Туркменистан "Об иностранных концессиях" от 1 октября 1993 года, Закон Республики Узбекистан "О концессиях" от 30 августа 1995 года). Данные законы, в основном, были приняты в первой половине 90-х и страдают низким уровнем юридической техники и недостаточной степенью детализации правовых норм.
    Среди стран СНГ выделяется концессионное законодательство республики Молдова, которое представляется одним из наиболее продуманных и детальных в регионе. Особый интерес представляет обязательное требование об одобрении парламентом республики перечня объектов, подлежащих передаче в концессию (Статья 7 Пункт 1, Статья 9 Пункт 3 Закона Молдовы). Данное требование, с одной стороны, предоставляет публичным органам власти больший контроль над процессом заключения концессионных соглашений, однако, с другой стороны, излишне усложняет данный процесс и ставит, фактически, непреодолимый барьер на пути заключения небольших, малобюджетных концессионных соглашений.