АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования
Основные разновидности инфраструктурных концессий
В различных странах для обозначения инфраструктурных концессий используются самые разнообразные термины: РРР, ВОТ, концессия и многие другие.
Наиболее адекватным представляется разделение инфраструктурных концессий на две большие группы: концессии, объектом которых являются материальные имущественные комплексы, и концессии, объектом которых является осуществление определенной деятельности, не связанной с имущественными комплексами.
Первая группа подразделяется на такие разновидности, как BOT, BOO, BOOT, ROT, ROO и другие. Различие между данными разновидностями состоит в режиме собственности на эксплуатируемый объект, а также механизме возмещения издержек концессионера.
Во второй группе можно выделить контракты на управление (management contracts), контракты на предоставление услуг (service contracts), и концессии, связанные с разрешением заниматься определенной деятельностью (в странах Латинской Америки на основании концессий в пользование предоставляются, например, авиалинии и маршруты междугородних автобусов).
Одной из самых распространенных разновидностей концессий в области инфраструктуры является механизм BOT (Build, Operate, Transfer). Данный механизм предполагает, что инфраструктурный объект создается за счет концессионера, после чего последний получает право эксплуатации данного объекта в течение срока, достаточного для того, чтобы окупить произведенные инвестиции. По истечении данного срока концессионер безвозмездно передает объект в собственность концедента.
ВОТ используется при строительстве автострад, мостов, тоннелей, трубопроводов, аэропортов, электростанций, портов, стадионов, гидротехнических сооружений и других значимых объектов инфраструктуры, создание которых требует значительных средств.
С использованием механизмов ВОТ был построен ряд электростанций в Турции, Индии, Таиланде и Вьетнаме системы водоснабжения в Аргентине и Чили, автострады в Южной Корее и Малайзии, аэропорты в Египте, Греции, Канаде и США. Все это - далеко не полный перечень стран, широко использовавших данный инструмент для создания систем инфраструктуры.
Также широко используется схема ROT (Rehabilitate, Own, Transfer). Данный механизм предполагает передачу существующего объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частные руки на условиях осуществления модернизации данного объекта с последующей его эксплуатацией при принятии концессионером определенных обязанностей и ограничении его некоторых прав по отношению к объекту с последующей передачей объекта государству или без таковой. Так, например, Закон Филиппин о ВОТ, содержит положения о такой разновидности ROT, которая предполагает право концессионера управлять объектом до тех пор, пока он соблюдает оговоренные правила эксплуатации объекта.
Смысл такой концессионной формы как контракт на управление состоит в том, что специализированной управляющей компании, состоящей из группы высококвалифицированных менеджеров, в управление передается государственное предприятие или учреждение. При этом прибыль управляющей компании создается за счет снижения издержек управляемого института.
В данном случае не изменяется организационно-правовая форма управляемого предприятия/учреждения, а также собственник имущественного комплекса. Таким образом, происходит в чистом виде передача управленческих функций государства концессионеру.
В мировой практике также встречаются случаи передачи в концессию таких государственных функций как, например, организация сбора местных налогов для муниципалитетов, содержание государственных тюрем и даже организация таможенного дела. Однако такого рода концессии носят скорее экспериментальный характер и пока не стали магистральным направлением развития концессионных механизмов.