АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования
Инфраструктурные концессии в США
В США отсутствует специальное законодательство об инфраструктурных концессиях на федеральном уровне. Некоторые конкретные требования к концессионерам устанавливаются нормативными актами штатов и местных органов власти, однако нельзя говорить об "особом" статусе концессионных соглашений в американском праве. Фактически, такие соглашения регулируются общими гражданско-правовыми нормами, содержащимися в Единообразном Торговом Кодексе и соответствующих законодательных актах штатов.
Традиционно в США концессионные механизмы активнее всего используются местными органами власти. Основной предпосылкой активного расширения сферы использования концессий муниципалитетами в 80-е - 90-е годы стала реформа межбюджетных отношений, произведенная администрацией Рейгана в начале 80-х. В результате данной реформы объем ответственности местных властей резко расширился, а размеры помощи, поступавшей из бюджетов других уровней, - сократились.
На первом этапе сотрудничество муниципалитетов и частных компаний носило своеобразный характер торговли налоговыми льготами, когда муниципальные предприятия, освобожденные от уплаты многих налогов, разными способами передавались частным компаниям и использовались последними в целях минимизации налогообложения. Однако данный опыт продемонстрировал большую эффективность частного сектора в области управления муниципальным имуществом, и после отмены налоговых льгот большая часть имущества осталась в руках частных компаний.
Параллельно, лишенные средств достаточных для осуществления капитальных вложений, местные власти были вынуждены широко использовать механизмы ВОТ и ВОО для развития территорий. Частные компании создавали или модернизировали необходимые муниципалитетам объекты инфраструктуры, получая возможность компенсировать свои издержки за счет эксплуатации данных объектов.
В 90-х годах концессионные механизмы кроме тех проектов, где были необходимы существенные первоначальные инвестиции, распространились также и на сферу управления существующими муниципальными службами. Характерной особенностью американского опыта являлось то обстоятельство, что привлечение частных компаний в сферу управления коммунальным хозяйством, преследовало своей целью не столько передачу объектов инфраструктуры в частные руки, сколько повышение эффективности действующих муниципальных служб.
Данная политика основывалась на понимании того факта, что если частные предприятия готовы предоставлять те же услуги, что и муниципальные, но за меньшую цену и при этом еще и получают прибыль, то у муниципальных служб есть реальный шанс, снизив свои издержки, предложить лучшую цену, так как они не преследуют получение прибыли.
Для повышения эффективности муниципальных служб местные власти проводили такие конкурсы, где определенный муниципальный департамент участвовал на равных основаниях с частными компаниями, или где муниципальный департамент одного города (графства) конкурировал с аналогичными службами соседних муниципальных образований.
Кроме того, широкое распространение получили такие процедуры, как условный конкурс, когда муниципальный тариф на конкретную услугу сравнивается со среднерыночной ценой за аналогичную услугу, и нестрогий конкурс, когда предложение, поданное муниципальной службой, проходит вне конкурса.
Цель проведения процедур - убедиться в конкурентоспособности муниципальных тарифов на конкретные услуги, а также стимулировать муниципальные службы снижать издержки, так как прямым следствием существенного превышения муниципальными тарифами среднерыночных становится проведение формального конкурса. Кроме того, проведение подобных процедур повышает мотивацию самих муниципальных служащих, так как проигрыш конкурса муниципальной службой означает потерю работы ее сотрудниками.