Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


Инфраструктурные концессии во Франции
    В отличие от американской системы концессионных отношений в области инфраструктуры, сформировавшейся под влиянием неолиберальных теорий, французская концессионная модель развивалась в течение нескольких столетий, пребывая при этом в русле общего развития системы французского административного права. Концессионное законодательство Франции является одним из самых разработанных в мире и состоит из сложной системы правовых норм, содержащихся в самых разнообразных нормативных актах от законов о реформе местного самоуправления, до инструкций в области водоочистки. Кроме того, в регулировании концессионных отношений огромное значение имеет соответствующая судебная практика.
     Интересным представляется вопрос распределения риска между концессионером и концедентом. Французская судебная практика исходит из того, что "нормальный" риск (т.е. риск, который можно было разумно предвидеть при заключении договора) лежит на концессионере, в то время как "непредвиденные" риски полностью покрывает концедент. Таким образом, значительно снижаются риски концессионера, что соответственно снижает и стоимость привлечения концессионером финансовых ресурсов, что, в свою очередь, в конечном итоге, сказывается на тарифах на услуги концессионера.
    Франция является едва ли не единственной страной, где законодательство не содержит положений о предпочтительности проведения конкурсных процедур при заключении концессионного соглашения. Вопрос о проведении конкурса либо заключении соглашения посредством прямых переговоров всецело находится на усмотрении администрации.
     Во Франции в последние годы многие муниципалитеты стали отказываться от практики заключения так называемых "полных" контрактов, когда стороны пытаются предусмотреть все возможные модели изменения обстоятельств и прописать подробные процедуры действий в этих случаях. Это обуславливалось тем, что, как правило, не удается предвидеть все возможные варианты изменения обстоятельств на весь период действия соглашения в момент его заключения. В этой ситуации важна не столько степень детализации соглашения, сколько механизмы разрешения конфликтных ситуаций, которые должны прописываться как в самом концессионном соглашении, так и обеспечиваться внешними по отношению к концессии арбитражными механизмами.