Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


Опыт инфраструктурных концессий в странах СНГ
    В странах СНГ практический опыт использования концессионных механизмов крайне незначителен. Фактически единственным доступным для исследователя материалом являются тексты нормативных актов о концессиях.
     Главной особенностью концессионного законодательства Казахстана, отличающей его от других стран СНГ, является тот факт, что в республике не существует отдельного закона, регулирующего концессионные правоотношения. Более того, в законодательстве страны отсутствует само определение понятия концессии, а термин "концессионное соглашение" упоминается лишь в Гражданском Кодексе (ст. 541 пункт 4 Гражданского Кодекса Республики Казахстан 409-1 от 1 июля 1999 года), и рассматривается казахстанским законодателем как разновидность имущественного найма (аренды). При этом, концессионные механизмы используются довольно активно, как в области недропользования, так и в области инфраструктуры. Помимо использования концессионных механизмов в недропользовании Казахстан имеет опыт передачи в концессию таких объектов инфраструктуры, как линии электропередачи и магистральные газопроводы.
     Интересным представляется тот факт, что, фактически, инфраструктурные концессии в Казахстане появились в отсутствие какой-либо законодательной базы, регламентирующей их существование. В концессионных соглашениях вместо термина "концессия", или наряду с ним, как правило, употреблялась формулировка "доверительное управление", что не затрагивало самой природы соглашений. При этом в средствах массовой информации и политических дискуссиях такого рода соглашения традиционно обозначались как концессии.
     Широкую известность получила неудавшаяся попытка передачи в концессию крупной бельгийской компании Tractebel части системы магистральных газопроводов Казахстана. Tractebel является одной из крупнейших международных компаний, специализирующихся на инфраструктурных концессиях в развивающихся странах. Инвестиции компании только в энергетический сектор Бразилии оцениваются в миллиарды долларов. Главной целью эксперимента было привлечение инвестиций в модернизацию газотранспортной инфраструктуры, а также решение проблем, связанных с перебоями в подаче газа в отдельные регионы страны. Однако результат оказался диаметрально противоположным ожиданиям: объемы транспортировки достигли минимального критического уровня, перебои с подачей газа участились, а объем инвестиций в инфраструктуру остался незначительным. В результате, в начале 2002 года соглашение было расторгнуто.
     Одной из основных причин неудачи эксперимента обе стороны называют отсутствие на момент заключения соглашения какой-либо нормативной базы для использования концессионных механизмов в области инфраструктуры и недостаточную детализацию условий самого соглашения.
    Кроме газотранспортной системы концессионные механизмы также активно применяются в электроэнергетике Казахстана. Многие казахские электростанции в настоящий момент управляются частными компаниями на основании договоров, которые могут быть квалифицированы как концессионные.
    Возможность использования концессионных механизмов прямо предусмотрена действующим законодательством в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог (Статья 5 Пункт 3 Закона Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах" 245-II ЗРК от 17 июля 2001 года). Однако на практике концессионные механизмы в этой сфере пока не применяются.