АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования
Инфраструктурные концессии на Украине
Основным законодательным актом в области регулирования концессионных отношений на Украине является Закон "О концессиях" (Закон Украины "О концессиях" 997-XIV от 16 июля 1999 года).
Данный закон является рамочным и предусматривает возможность последующего принятия ряда отраслевых нормативных актов. Единственным актом такого рода на настоящий момент является Закон Украины "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог" (Закон Украины "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог" 1286-XIV от 14 декабря 1999 года) принятый одновременно с базовым законом о концессиях.
Фактически, автодорожное строительство является на сегодняшний день единственной сферой экономики Украины, в которой концессионные механизмы нашли реальное применение. В данный момент на основании концессионного соглашения идет строительство автодороги Львов-Краковец, являющейся частью транспортного коридора Германия-Польша-Украина. На различной стадии реализации находятся проекты по передаче в концессию участков дорог Западная граница Украины - Киев и Харьков - Киев.
В соответствии с законодательством Украины о концессиях, в качестве концедента могут выступать как центральные, так и местные органы исполнительной власти. Концессионером могут быть украинские или иностранные юридические и физические лица. При этом следует отметить, что в концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог в качестве концессионера могут выступать только юридические лица (Статья 1 Закона о концессиях автодорог).
Область применения концессионных соглашений ограничена, главным образом, сферами ЖКХ и автодорожным хозяйством, однако предусматривается также возможность использования концессионных механизмов и в других сферах: газотранспортном хозяйстве, электроэнергетике и т.д. Следует отметить, что на Украине вопросы недропользования не входят в сферу применения концессионных соглашений.
Украинское законодательство устанавливает не только максимальный, но и довольно значительный минимальный срок действия концессионного соглашения: соглашение заключается на срок не менее 10, но не более 50 лет (Статья 9 Пункт 1 Закона о концессиях).
В случае если концессионер осуществляет предпринимательскую деятельность, подлежащую лицензированию, он обязан получить соответствующую лицензию. Таким образом, право концессионера на осуществление определенного вида деятельности возникает не из концессионного соглашения, а, фактически, делегируется государством на основании административно-правового акта - путем выдачи лицензии.
Концессионер не приобретает права собственности на концессионный объект. Более того, имущество, созданное во время исполнения договора концессии, если иное не предусмотрено условиями соглашения, также остается в государственной или муниципальной собственности.
Если иное не установлено договором концессии, риск случайной гибели или повреждения объекта концессии несет концедент. При этом имущество, составляющее объект концессионного соглашения, страхуется концессионером в пользу того участника соглашения, который несет риск его случайной гибели или повреждения.
Несмотря на то, что законодательство о концессиях, в целом, предоставляет украинским и иностранным инвесторам равные права, иностранцы, все же, имеют ряд дополнительных гарантий. Так, если концессионер является иностранным инвестором, споры, возникшие в ходе реализации концессионного соглашения, могут рассматриваться международным арбитражным судом по месту, указанному в концессионном соглашении (Статья 16 Пункт 2 Закона о концессиях).
Закон "О концессиях" предусматривает право Правительства утверждать типовые концессионные договоры для определенных видов концессий, однако, насколько это известно авторам данной работы, подобные типовые договоры до настоящего времени утверждены не были.
При заключении концессионного соглашения выбор концессионера осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса регламентируется Законом о концессиях, а также рядом подзаконных нормативных актов: "Положение о проведении концессионного конкурса и заключении концессионных договоров на объекты права государственной и коммунальной собственности, которые предоставляются в концессию", утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 апреля 2000 года, "Порядок проведения концессионного конкурса на строительство и эксплуатацию автодорог", утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 октября 2000 года.
В целом, правила проведения конкурсов составлены таким образом, что на их основании, фактически, имеет смысл проводить конкурс только на заключение масштабных концессионных соглашений. Для небольших проектов соблюдение подобных правил может оказаться излишне обременительным.
Срок проведения конкурсов представляется неоправданно длинным: заявки на участие в конкурсе подаются в течение 120 дней со дня объявления конкурса и рассматриваются в течение 90 дней с последнего дня их подачи.
Таким образом, сама процедура проведения конкурса составляет семь месяцев, что представляется чрезмерно продолжительным сроком для небольших концессионных соглашений, заключаемых муниципалитетами. Количество документов, которые обязан предоставить концессионер, также представляется обременительным для подготовки небольших концессионных соглашений.