Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Опыт использования концессионных механизмов в различных странах мира неоднозначен. Недропользовательские концессии снискали себе дурную славу еще в эпоху колониализма, а ряд неудачных примеров использования концессионных механизмов в области управления инфраструктурой вызвали недовольство самых разнообразных политических и социальных движений.
    Модель РРР в Великобритании является сегодня предметом острейшей критики, как оппозиции, так и многих членов правящей партии, крупнейшие французские коммунальные компании погрязли в коррупционных скандалах, а дефолт аргентинских концессий, казалось бы, служит наглядным доказательством недостатков концессионного механизма. Концессия приведет к неравноправным условиям доступа к недрам для компаний, работающим по лицензии (национальный режим) и концессии (с преференциями). Это может ухудшить деловой климат в стране. Именно поэтому СРП распространены лишь в странах, где нет национальных частных компаний. Преференционный режим приведет к недоборам бюджета. Эти недоборы опасны для финансов государства, поскольку бюджет сильно завязан на сырье, в частности, нефть. Преференции в рамках концессий и СРП вовсе не обязательно ведут к росту инвестиций. Опыт российских СРП показывает, что инвестиций в страну практически не поступило, западные ТНК предпочитают использовать собственные ресурсы и собственных поставщиков и игнорируют возможности российской промышленности. Кроме того, существует целый ряд отраслей (телекоммуникации, пищевая промышленность, табак, химия), куда иностранные инвестиции успешно поступают в условиях национального режима. Концессионное законодательство предусматривает возможность международного арбитража для иностранных компаний, что является определенным изъятием из государственного суверенитета.
    Однако, несмотря на это, построение концессионной модели взаимодействия государства и бизнеса продолжает оставаться магистральным направлением развития законодательства большинства стран мира, так как позволяет достичь максимально эффективного взаимодействия двух сторон этого диалога.
    Проекты российских законов о концессиях общие для всех отраслей и не учитывают отраслевой специфики. Поэтому то, что допустимо для инфраструктуры (например, возможность внесудебного вмешательства в поставки тепла для населения) совершенно недопустимо для нефтяной отрасли. Именно поэтому ни в одной развитой стране концессионное законодательство не охватывает одновременно такие разные сферы, как добычу полезных ископаемых и инфраструктуру.
    Концессия является важным шагом вперед в развитии экономики ЖКХ, дорожного хозяйства и прочих инфраструктурных отраслей. Концессии в области инфраструктуры представляют собой правовые механизмы передачи государством в управление частному бизнесу объектов экономической и социальной инфраструктуры, при этом возмещение издержек концессионера осуществляется как за счет взимания платежей с населения, так и за счет государственных субсидий.
    В XIX веке с помощью концессионных механизмов в инфраструктуре были построены железнодорожные сети, крупнейшие судоходные каналы и многие другие инфраструктурные комплексы. Однако к середине прошлого столетия, в силу ряда причин, роль инфраструктурных концессий в мировом хозяйстве значительно сократилась.
    Новый импульс развития инфраструктурные концессии получили только 1990-х годах на волне всеобщего сокращения роли государства в экономике и распространения теорий о большей эффективности исполнения ряда государственных функций частными компаниями. С помощью концессионных механизмов в частные руки стали передаваться преимущественно те объекты, которые государство было не готово приватизировать, но которыми оно неспособно управлять эффективно.
     В отличие от сырьевых концессий, основной функцией инфраструктурных концессий является привлечение частного капитала и управленческого опыта, накопленного в негосударственном секторе экономики, к созданию и управлению экономической инфраструктурой государства.