Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 9 Концессии: зарубежный опыт законодательного регулирования


 Инфраструктурные концессии на Филиппинах
    Среди развивающихся стран Филиппины обладают как одной из лучших систем нормативного регулирования, так и одним из самых удачных опытов применения концессионных механизмов в сфере создания и управления инфраструктурой.
    Основой филиппинского концессионного законодательства стал принятый в 1990 году, так называемый, Закон о BOT (Закон "О частном финансировании" 6957 от 9 июля 1990 года), который создал детальную нормативную базу для широкого участия частного капитала в развитии экономической инфраструктуры.
     Закон о ВОТ представляет огромный интерес хотя бы с той точки зрения, что он является едва ли не единственным нормативным актом, дающим юридическое определение различных видов инфраструктурных концессий. В соответствии со Статьей 2 Закона о BOT таковыми являются: Build-operate-and-transfer, Build-and-transfer, Build-own-and-transfer, Build-lease-and-transfer, Build-transfer-and-operate, Contract-add-and-operate, Develop-operate-and-transfer, Rehabilitate-operate-and-transfer, Rehabilitate-own-and-operate.
     Сам Закон о ВОТ представляет собой свод декларативных норм и определений. Детальная регламентация порядка использования концессионных механизмов содержится в Правилах применения BOT, обязательность разработки которых прямо предусмотрена в Законе (Статья 11 Закона BOT).
     Некоторые концессионные механизмы, обозначенные в Законе о ВОТ, (например ROO), по сути своей носят бессрочный характер и расторгаются только при нарушении концессионером своих обязанностей (Статья 2 Пункт j Закона о BOT).
     Филиппинский законодатель разделяет концессионные проекты на приоритетные, т.е. предложенные правительственными агентствами и местными органами власти, и те, идея реализации которых была выдвинута частным инвестором (Статья 4-a Закона о BOT).
     Последние могут заключаться без проведения конкурсных процедур, по предложению претендентов на основе прямых переговоров. При этом для обеспечения прозрачности данной процедуры орган, уполномоченный на заключение подобного соглашения, должен, не позднее, чем за 60 дней до заключения соглашения, опубликовать сведения о предполагаемых условиях соглашения в соответствующем центральном или местном печатном органе. Данный механизм позволяет инвесторам, заинтересованным в заключении соглашения, на аналогичных условиях подать соответствующую заявку, которая будет рассмотрена в порядке проведения конкурсных процедур.
     Одним из условий заключения соглашений на основе предложений инвесторов является отсутствие потребностей в каких-либо прямых государственных гарантиях, субсидиях и в использовании государственного имущества для реализации соглашения. Интересным также представляется положение об обязанности концессионера в случае использования высокотехнологичного оборудования создать необходимую кадровую базу из филиппинских граждан, передав им необходимые знания и навыки (Статья 2 Пункт b Закона о BOT).