Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 1 3арубежный опыт правового регулирования организации и деятельности торгово-промышленных палат


1. Задачи и функции торгово-промышленных палат, основные модели их построения

     Торгово-промышленные палаты - это организации, представляющие собой деловые объединения и включающие предприятия и отдельных граждан, занимающихся торговлей, производством и услугами. Их общая цель - защита и содействие бизнесу.
     Общие законы развития рыночной экономики предопределяют идентичность выполняемых и решаемых торгово-промышленными палатами различных странах функций и задач, которые, как правило включают в себя:
     оказание услуг, в которых нуждаются деловые круги;
    представление экономических интересов регионов в правительстве путем подготовки экспертиз и внесения соответствующих предложений;             
     содействие развитию внешней торговли, представление экономических интересов деловых кругов своих стран в целом.
    
     Торгово-промышленные палаты мира имеют 400-летнюю историю. Организационная, правовая и другие особенности систем палат обусловили появление различных моделей их построения. В некоторых странах торгово-промышленные палаты выступают как частные ассоциации, организуемые на основе добровольного членства, в других - как организации, имеющие публично-правовой характер.  
     Исторически в мировой практике сложилось, в основном, три организационно-правовые формы торгово-промышленных палат:
     континентальная модель,
     англосаксонская модель и
      смешанная модель.
     
     1. По континентальной модели построения организованы торгово-промышленные палаты Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии, Нидерландов, Испании, Турции, Венгрии, Словении,  Алжира, Египта, Мексики и некоторых других стран.
    Согласно континентальной модели палаты создаются на базе специального национального законодательства, определяющего их задачи и роль в политической жизни страны, в хозяйственной деятельности и в выполнении ряда административных функций. Законы устанавливают требования, которым должен удовлетворять предприниматель, чтобы стать членом палаты (оседлость, занесение в торговый реестр, размер уплачиваемого налога и т.д.).
     Закон о палатах описывает создание палат как корпораций в рамках публичного права. Этот правовой статус дает возможность правительству делегировать торгово-промышленным палатам некоторые административные и управленческие функции в сфере хозяйственной и социальной деятельности (образование, регистрация бизнеса, сертификация, аккредитация, выдача различных торговых документов и др.).
     Возложение государственной ответственности на самоуправляемые органы, какими являются палаты, соответствует политике децентрализации и общественного участия. При этом деятельность палаты подлежит государственному контролю.
    
     По континентальной модели торгово-промышленные палаты имеют, как правило, консультативный статус при правительствах и местных органах власти.
     В ряде стран законом установлено, что палаты имеют свои представительства в органах государственной власти и правительственные органы обязаны консультироваться с палатами до принятия тех или иных экономических решений, перед введением законов или инструкций, что гарантирует привлечение к экспертизе делового сектора.
    Закон о палатах предписывает обязательное членство для всех лиц, занятых собственным делом, и юридических субъектов, имеющих право руководить бизнесом на относящейся к палате территории, а также регулярный и обязательный взнос в местную палату. Благодаря этим процедурам государству удается добиваться прозрачности ведения бизнеса. Потенциальный зарубежный партнер всегда может получить полную, а главное достоверную, информацию о членах палаты.
    Другой правовой особенностью континентальной модели является правило региональной области действия, которое гарантирует, что существует одна палата в каждом большом городе или в районе.
    
     2. Англосаксонская или американская модель построения торгово-промышленных палат существует в Англии, США, Канаде, Бельгии, Австралии, Норвегии, Польше, Швеции, Швейцарии, Дании, Индии, некоторых странах Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и ряде других стран.
    В отличие от континентальной модели в англосаксонской модели отсутствует специальное законодательство, регулирующее деятельность палат. Торгово-промышленные палаты создаются и функционируют в соответствии с частноправовыми актами, на основе устава, разрабатываемого его членами, и на условиях, определяемых деловыми кругами того или иного региона, исходя из потребностей развития торгово-промышленной активности в регионе.
     Палаты, основываясь на нормах гражданского и торгового права, должны  придерживаться местных законов объединения, где они зарегистрированы.
           Поскольку палаты по англосаксонской модели не регулируются специальным законом и при отсутствии делегированных государственных функций не подлежат специальному государственному контролю, они  рассматриваются как палаты частного права.
            Сфера деятельности палаты государством не регулируется, палаты пользуются полной независимостью и самостоятельностью.
           Другим отличием от континентальной модели является то, что членство в палате в соответствии с англосаксонской моделью является добровольным. Как следствие, база членства обычно меньше и не обязательно включает все предприятия в данном районе, но при этом она может охватывать больше различных секторов.
    Согласно англосаксонской модели палаты действуют в конкурентной среде. Проблемы, вытекающие из свободы объединения, могут привести к созданию неограниченного и нерегулируемого числа палат.
     В то же время некоторые округа и регионы могут не иметь палаты, которая представляла бы их интересы.

            3. Смешанная модель построения торгово-промышленных палат использует признаки  как континентальной, так и англосаксонской модели, совмещая наличие специального законодательства о палатах, территориальную принадлежность к своему округу, делегирование части государственных функций с добровольным членством для всех или отдельных категорий предпринимателей.
           Такие палаты создаются путем принятия законодательных актов, устанавливающих их общие цели и задачи, но основные функции палат и их организационные структуры определяют уставы палат.
     Наиболее характерные черты этой модели представлены в деятельности торгово-промышленных палат Японии, Таиланда, ряда стран Юго-Восточной Азии.
    
     4. До экономической и политической реформы в бывших социалистических странах существовала четвертая модель - система государственных палат, которую условно можно назвать административной моделью, когда управление палатой осуществляется Министерством внешней торговли, деятельность которого основывается на содействии экспорту государственных предприятий. Сегодня торговые палаты являются государственными органами в Китае, Вьетнаме и ряде других стран.
    
     По составу членов и сфере влияния на экономическую деятельность среди торговых палат выделяют:
     Местные торговые палаты, охватывающие своей деятельностью ограниченные экономические районы или города.
    Национальные торговые палаты распространяют свое влияние на всю территорию государства и имеют своими членами наиболее крупных промышленников, торговцев, финансистов данного государства, а также местные торговые палаты.
    Крупнейшей национальной торговой палатой является Торговая палата США,  поддерживающая контакты с правительственными учреждениями США и с иностранными представительствами, давая им рекомендации по вопросам развития торговли.
     Аналогичное значение имеет Ассоциация британских торговых палат в Англии.
     
     Заграничные торговые палаты организуются национальными ассоциациями торгово-промышленных кругов одной страны на территории другой страны. В их задачи входит содействие экспорту товаров, капиталов, лицензий в соответствующие страны, изучение местного рынка, условий торговли и транспорта, торговой политики, законодательства фирмы страны пребывания и т.д.
     
     Смешанные торговые палаты создаются национальными организациями двух или нескольких стран в целях развития и укрепления торговых и экономических отношений между ними.
      
     Международная торговая палата (МТП), созданная в 1920 г., представляет  объединение национальных организаций деловых кругов большинства стран, заинтересованных в развитии международных экономических связей, и объединяет около 1500 коллективных и более 6000 индивидуальных членов из 80 стран. Согласно Уставу МТП в нее могут входить как коллективные члены - национальные, местные или заграничные торговые палаты и другие объединения, не занимающиеся коммерческой деятельностью, так и индивидуальные члены-фирмы, компании и отдельные лица, занимающиеся коммерческой деятельностью.