АВ 2004г. Выпуск 1 3арубежный опыт правового регулирования организации и деятельности торгово-промышленных палат
Торгово-промышленные палаты Канады
Начиная со второй половины девятнадцатого века, торговые палаты в Канаде стали признаваться как организации деловых людей, предпринимателей и промышленников, объединившихся вместе с целью развития торговли, производства, унификации торговых правил и обычаев, а также для защиты своих интересов, консультирующие правительства (на муниципальном и провинциальном уровнях) по важнейшим вопросам экономики и торговли.
Впоследствии роль торговых палат выросла, и они превратились в организации, выражающие мнение и позицию делового сообщества по широкому спектру вопросов экономической и социальной жизни регионов, городов, провинций, на территории которых они действовали, а с учреждением Канадской торговой палаты (созданной 16 октября 1926 г. и объединяющей сегодня около 700 местных палат и 10 палат в провинциях) - и делового сообщества всей страны.
Торговые палаты в Канаде создаются в рамках административных единиц на основе Закона - Boards of Trade Act (Loi sur les chainbres de commerce), где изложены принципы добровольной инициативы представителей делового мира страны.
Торговые палаты в Канаде, являясь некоммерческими, неправительственными, добровольными, демократическими организациями, организуются с целью:
выражения интересов и координации усилий делового сообщества для решения общих задач по важнейшим вопросам общественной жизни;
создания в регионах экономических условий, способствующих росту и развитию предпринимательства.
Закон о торговых палатах определяет право создания палат и территорию, на которой они могут быть созданы: не менее тридцати человек, занимающихся предпринимательской деятельностью, банковским и страховым делом или проживающим в районе (имеется в виду административно-территориальная единица), население которого составляет не менее двух тысяч пятисот человек (в провинции Британская Колумбия и территории Юкон - не менее одной тысячи пятисот человек), могут создать торговую палату.
Для регистрации палат заполняется специальная форма, которая включает сведения, оговоренные в законе: наименование, полный адрес, имена и адреса лиц, являющихся учредителями, цель создания и др. Регистрация действительна в течение пяти лет.
Члены Канадской торговой палате подразделяются на следующие категории:
торговые палаты;
корпорации (т.е. компании и фирмы, осуществляющие непосредственное членство в национальной палате);
ассоциации предпринимателей (профессиональные ассоциации);
индивидуальные физические лица.
Все действующие в Канаде торговые палаты основаны на принципе добровольного членства. В некоторых случаях уставы палат предоставляют право членства только компаниям, в других случаях - и физическим лицам.
Члены палаты сами избирают свое руководство, устанавливают размер членского взноса, утверждают бюджет, план работы, определяют ближайшие и перспективные цели и задачи.
Палаты работают в тесном взаимодействии с правительством и даже принимают представителей правительства в члены палаты, но при этом всегда остаются независимыми организациями, представляющими и защищающими интересы деловых людей.
Система торговых палат Канады представляет деловое сообщество на нескольких уровнях:
местном (или муниципальном),
провинциальном (субъект страны),
федеральном (общенациональном) и
международном.
Канадская торговая палата, представляющая интересы канадских деловых кругов на общенациональном и международном уровнях, является членом Международной торговой палаты.
Палаты в Канаде играют существенную роль в формировании норм торгового, экономического, финансового и трудового права. Они имеют в своем составе специальные комитеты или группы, в обязанность которых входит анализ законодательства.
Так как закон не закрепляет за палатой права участия в подготовке законопроектов, Канадская торговая палата участвует в формировании законодательства на стадии его подготовки.
Палаты не имеют права вмешиваться непосредственно в выполнение государственными органами их функций, но занимаются активной лоббистской деятельностью на всех уровнях власти.
В случаях, когда Правительство заинтересованно в решении тех задач, над решением которых работают торговые палаты, оно может дотировать бюджет палат.
Организационная структура торговых палат Канады, как правило, реализуется по следующей схеме: члены палаты - Совет директоров (Правление) - исполнительный орган - комитеты - штат.
Руководство палатой в период между годовыми собраниями осуществляется Советом директоров (или Правлением), избираемым членами палаты, которое возглавляется Президентом, вице-президентами, казначеем и секретарем. В его состав входят также избранные наиболее авторитетные члены палаты.
Большинство палат создают комитеты или специальные группы, которые назначаются Правлением и работают под его руководством для выработки позиций по важнейшим экономическим и социальным проблемам - сельскому хозяйству, связи, экономической политике, образованию, трудовым ресурсам, окружающей среде, юстиции, природным ресурсам, науке и технике, малому бизнесу, транспорту и др.
В большинстве палат Канады существует арбитражный (третейский суд). Закон о торговых палатах закрепляет за торговыми палатами право избирать арбитражных судей.