Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 1 3арубежный опыт правового регулирования организации и деятельности торгово-промышленных палат


Торгово-промышленные палаты Индии

 

     В Индии первые торговые палаты были созданы по английскому образцу в форме добровольных общественных организаций в Бомбее, Калькутте,  Мадрасе, Карахе, Конпуре, Коканде, Адене, Кохине и Дели. Первая торговая палата была открыта английскими купцами в Калькутте в 1834 г.
     Все торговые палаты признавались государством как представительские организации торговли и промышленности.
    
     Первый закон, определяющий статус торгово-промышленных палат страны, вышел 16 марта 1955 г. ( 2635) уже после получения Индией независимости. Сегодня каждый штат и союзная территория Индии вправе издавать свои законы о палатах, что создало ситуацию многовариантных систем в организации и большое количество институциональных (отраслевых) палат.
     По некоторым оценкам в Индии до 1000 торговых, торгово-промышленных и других палат.
    Одной из старейших и самых больших в стране является Бомбейская (Мумбайская) торговая палата, основанная в 1836 г.,  в которую входят 1400 членов.
    
     Самой крупной национальной представительской организацией, объединяющей региональные торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации, промышленные предприятия и фирмы является Ассоциация торгово-промышленных палат Индии (The Associated Chambers of Commerce & Industry of India - ASSOCHAM), созданная в 1920 г. Она имеет свыше 70000 предприятий и корпораций в качестве своих членов, что бывает редко в условиях использования англосаксонской модели. Членами палаты являются крупные промышленные предприятия, предприятия малого и среднего бизнеса, консультативные организации, аудиторские и юридические фирмы, торговые объединения, потребительские организации и др.
    В 1973 г. Устав Ассоциации торгово-промышленных палат Индии был дополнен статьей, которая давала право любой фирме, компании или корпорации, занятой в сфере торговли и промышленности, вступать в ее члены.
     
     Помимо своей главной задачи по защите интересов своих членов в правительственных комитетах и советах, ASSOCHAM предоставляет им следующие услуги: организация семинаров по вопросам торговли и развития отдельных отраслей экономики, издание ежемесячных бюллетеней информации, где публикуются данные о событиях в экономической жизни страны, обзоры по развитию экономики и т.п.
    Представленная в различных правительственных консультативных советах, таких как Центральный совет по торговле, Центральный консультативный совет по промышленности, Таможенный консультативный совет, Институт внешней торговли, Совет по арбитражу, Институт стандартов и т.д., ASSOCHAM является организатором деловых встреч и собраний с главами штатов, экспортерами и представителями зарубежных торговых делегаций и т.п.
    Деятельностью Ассоциации руководят ежегодно избираемый Президент и Совет управляющих. При палате действуют консультативные советы и советы экспертов по иностранным инвестициям, налогообложению, таможенным и акцизным сборам, финансам и т.д.
     
     Федерация торгово-промышленных палат Индии (Federation India Chamders of Commerce of Industry - FICCI), созданная в 1927 г. группой индийских предпринимателей, сторонников партии Индийский национальный конгресс, в противовес Ассоциации торгово-промышленных палат, основной своей задачей провозглашает содействие развитию внутренней и внешней торговли, промышленности и экономики Индии.
     Действуя в тесном сотрудничестве с правительством при выработке политики в области законодательства по защите интересов потребителей в отношении стратегических товаров, развития инфраструктуры, производства электроэнергии, по охране окружающей среды,  Федерация объединяет индийские торговые палаты (около 500), а также отдельные фирмы (около 1900), представляя интересы частного сектора индийской экономики.
    После получения независимости Индии в 1947 г. и вплоть до 60-х годов XX века Федерация достигла положения наиболее представительной организации деловых кругов Индии, однако она практически не представляла интересы мелкого и среднего бизнеса Индий.
     
     Федерация торгово-промышленных палат возглавляется Президентом, избираемым сроком на один год. Руководство повседневной деятельностью осуществляет Исполком Федерации. В палате созданы специальные отделы и службы:
    Служба деловой информации (BISNET), анализируя потоки информации национальных и международных информационных каналов, обеспечивает доступ к различным базам данных, предоставляет исследовательские и маркетинговые услуги.
    Отдел но иностранным инвестициям н развитию торговли (Foreign Investment and Trade Promotion Office F1TRO) обеспечивает сотрудничество с иностранными инвесторами, проведение презентаций иностранных и индийских компаний, взаимодействие с торговыми представительствами и т.д.
    Центр анализа и исследований продовольственных рынков (Food  Rtstarch & Analis  Сenlre FRAC) создан совместными усилиями Федерации торгово-промышленных палат и специальных агентств пол руководством  FICCI и специализированных агентств для пищевой промышленности - Федерацией индийской пищевой торговли и промышленности.
    Экспертные комитеты и оперативные группы охватывают важнейшие направления бизнеса - информатику, промышленность, банковское дело и финансы, защиту окружающей среды, международную торговлю, строительство и др.
    Отдел инновации и делового образования осуществляет обучение управлению предприятием.
    Отдел помощи экспортерам предоставляет услуги по информации о членах и партнерах Индийской торговой палаты, выдаче лицензий и сертификатов, подтверждению экспортных цен, ответам на торговые запросы и т.д.