АВ 2004г. Выпуск 1 3арубежный опыт правового регулирования организации и деятельности торгово-промышленных палат
В Японии деятельность торгово-промышленных палат регулируется специальным Законом - Актом о торговых палатах от 01.08.53 г. 143, где, наряду с традиционным опытом, используются и возможности англосаксонской модели.
Закон определяет следующие отличительные признаки палат:
правовой признак - статус общественного права, когда национальная палата имеет право законодательной инициативы (местные палаты такого права не имеют);
территориальный принцип - в каждом городе может находиться только одна торгово-промышленная палата;
многосекторность - членами палат могут быть большие и малые предприятия из различных секторов экономики;
политическая и коммерческая нейтральность - палаты не должны заниматься политической и коммерческой деятельностью;
условие вступления в палату - добровольное;
принцип внутренней организации - независимость, самоуправляемость.
В настоящее время каждый крупный город имеет свою торгово-промышленную палату. Каждое лицо, занимающееся собственным делом, или юридическое лицо, управляющее бизнесом в районе, на который распространяется действие палаты, может быть принято в члены палаты.
Основными органами торгово-промышленной палаты являются:
Президент как наивысшее по рангу должностное лицо представляет палату и руководит всей ее деятельностью;
Директор-распорядитель контролирует и выполняет программы палаты;
Общее собрание делегатов, являющееся высшим по рангу органом японских палат, состоит из делегатов, избранных из числа членов (коммерсантов и промышленников), а также представителей различных профессиональных отраслей внутри палаты.
Работа палаты контролируется Министерством международной торговли и промышленности (MITI) Японии, куда ежегодно представляются финансовые отчеты.
Источниками дохода японских торгово-промышленных палат являются членские взносы, плата за оказываемые услуги, а также государственные субсидии.
Правительство Японии выделяет субсидии для определенных видов деятельности, например, для консультаций предприятий малого бизнеса, которые в среднем составляют примерно пятую часть доходов палаты.
Центральной организацией местных торгово-промышленных палат является Японская торгово-промышленная палата (ЯТПП), при которой действуют комитеты - в них проводятся исследования, осуществляется контроль за принятыми решениями и подготовка предложений правительству страны.
Исполнение решений руководства палаты и ее комитетов обеспечивает Секретариат палаты, в состав которого входят:
Дирекция по общим вопроса,
Дирекция по связям с общественностью,
Дирекция по международным связям,
Дирекция по промышленности,
Дирекция по малым и средним предприятиям,
Дирекция по планированию и исследованиям,
Дирекция информационных услуг и др.
Торгово-промышленная палата Японии, представляя в первую очередь интересы мелких и средних предприятий, осуществляет следующие функции:
поиск партнеров в международной торговле, инвестициях и технологическом сотрудничестве;
проведение инвестиционных семинаров;
публикация бюллетеней;
консультации по налоговым и финансовым вопросам;
сбор и анализ информации;
оказание консалтинговых услуг и т.п.
Каждый год японская Торгово-промышленная палата получает свыше 15000 деловых предложений и распространяет их среди своих членов через Деловой путеводитель Японской торгово-промышленной палаты .