Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 39 Государственное регулирование развития нефтегазового комплекса в США

Введение
     Для последних десятилетий развития нефтегазовой промышленности России характерно заметное ухудшение условий добычи.
    В нефтяной промышленности:
    в 5 раз сократились дебиты нефтяных скважин в основном нефтедобывающем районе - Западной Сибири, а в среднем по стране - в 2,3 раза;
    в 8 раз уменьшился объем запасов новых месторождений.
     В 2002 г. было добыто около 380 млн.т. нефти из 130 тыс. работающих скважин. Их средний дебет - 8,4 т/сут (для сравнения средние дебеты скважин в Саудовской Аравии - 868 т/сутки, Норвегии - 787 т/сутки, Великобритании - 370 т/сутки).
    Быстрыми темпами растет доля трудноизвлекаемых запасов, для добычи которых требуются более высокие затраты на их освоение и добычу.
     Решить проблему могло бы открытие новой богатой провинции. Однако достаточно высокая степень геологической изученности свидетельствует, что освоение имеющихся перспективных нефтегазоносных провинций не сможет повлиять на уровень добычи нефти столь же значительно, как это произошло при вводе в разработку месторождений Волго-Урала и Западной Сибири.
    Кажущееся более благоприятным положение с сырьевой базой газовой промышленности в последнее время также всё более напоминает ситуацию, сложившуюся ранее в нефтяной. Современная добыча газа в России базируется на 3-х месторождениях-гигантах, одно из которых (Медвежье) уже вошло в стадию падающей добычи, другое (Уренгой) близко к ней, а начало падения добычи на третьем (Ямбург) - тоже не за горами. В итоге сегодня 80% всех инвестиций в газовую отрасль направляется на возмещение выбытия мощностей, их ремонт и реконструкцию, то есть на поддержание достигнутого уровня добычи и транспорта.
    Поэтому в ближайшие годы в нефтегазовой промышленности значительно увеличится потребность во вводе новых мощностей как для компенсации падения добычи на основных месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи под новые контракты:
    выход на новые регионы с вводом в эксплуатацию крупнейших месторождений (Ямальская группа и месторождение Штокмановское) с получением соответствующего эффекта экономии на масштабе, который в значительной степени будет "съеден" высокой стоимостью освоения и еще более высокими транспортными расходами;
    более интенсивное использование имеющихся и перспективных ресурсов в Надым-Пур-Тазовском и прилегающих районах с уже частично имеющейся инфраструктурой, но со всеми эффектами, свойственными поздней стадии развития нефтегазоносной провинции (удельные капиталовложения при освоении крупнейшего Заполярного месторождения по оценкам примерно в 10 раз превысят капиталовложения в сопоставимых ценах на Уренгойском и Ямбургском месторождениях, введенных в 80-х гг.).
    В перспективе будет расти доля запасов газа, содержащего ценные компоненты (этан, пропан, бутан и др.), расположенных в сложных геолого-климатических условиях, либо замечающих на больших глубинах. Это значительно увеличит удельные затраты на добычу и подготовку газа.
    Развитие газотранспортной системы на юго-восток за счет месторождений Восточной Сибири и Якутии возможно в условиях гораздо более бедной сырьевой базы, чем в Западной Сибири. Других же крупных газоносных регионов с приемлемыми условиями освоения и транспортировки пока не просматривается.
    Таким образом по основным критериям все явственнее признаки поздней стадии для главной нефтегазодобывающей провинции страны - Западной Сибири, а для России в целом - перехода из зрелой стадии естественной динамики в позднюю.
     В то же время сложившаяся система государственного регулирования нефтегазодобычи не достаточно адаптирована к складывающимся условиям добычи. В частности действующей системой налогообложения практически не учитывается: извлекается ли нефть с глубины 3500 или 5000 м, расположены скважины в средней полосе или за Полярным кругом, какой они имеют дебет. В итоге, эксплуатация скважин с дебетом менее 5 т/сутки сейчас экономически нецелесообразна и за последние 12 лет по причине убыточности, из-за системы преимущественно косвенного налогообложения, не зависящей от реальной доходности, из эксплуатации выведено более 250 тыс. скважин на сумму около 300 млрд.долл., а в недрах на освоенных месторождениях оставлено более 3 млрд.т потенциально добываемой нефти .
    В складывающейся ситуации заслуживает внимательного изучения и использования опыт  США, нефтегазовая промышленность которых имеет длительную историю работы в условиях высокой выработанности нефтегазовых месторождений.