Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 39 Государственное регулирование развития нефтегазового комплекса в США


Нормативно-правовая база недропользования в США
          В соответствии с законодательством США собственниками недр на континентальной части территории США на могут быть:
    федерация;
    штаты;
    частные лица.
     Законом О размещении минеральных ресурсов , принятом 1872 г., за перечисленными собственниками недр закреплено право получать рентные доходы от нефтегазодобычи в виде единовременно уплачиваемых сумм при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов (бонусов), рентных платежей, роялти или в виде участия в собственности нефтяных и газовых компаний.
     Континентальный шельф в США является федеральной собственностью, все платежи с нефтегазодобычи на шельфе поступают в государственный бюджет.
     В основе государственного регулирования доступа к нефтегазовым ресурсам в США лежит арендно-лицензионная система, введенная в 1920 г. Законом О минерально-сырьевом лизинге , которым регламентируются:
    порядок изъятия и виды земель, которые могут быть переданы во временное целевое использование. В частности, в соответствии с изменениями внесенными в упомянутый закон в 1947 г.  только на основе долгосрочной аренды возможна добыча нефтегазового сырья на так называемых приобретенных землях т.е. землях, ранее находившихся в частной собственности и выкупленных федеральными ведомствами;
    максимальные размеры арендуемых участков (введены поправками в Закон в 1960 г.);
    условия получения права на разведку и эксплуатацию недр;
    распределение получаемых финансовых средств между уровнями бюджетной системы.
     В соответствии с указанным законом для получения права на осуществление геологической разведки недр необходимо получение платной лицензии, которая выдается федеральной администрацией. Эта лицензия дает ее обладателю исключительное право на проведение геологоразведочных работ в границах определенного района в течение определенного периода.
     Если после завершения геологоразведочных работ владелец лицензии обнаруживает промышленное месторождение, то он получает преимущественное право на заключение договора долгосрочной аренды (как правило на 20 лет с возможностью пролонгации) для добычи нефтегазовых ресурсов.
     Законом Об использовании континентального шельфа , принятым в 1953 г. , арендно-лицензионная система была распространена на разведку и добычу топливных углеводородов в прибрежных районах, а поправками в этот Закон принятыми в 1978 г. - на всю территорию дна континентального шельфа.
    Помимо законодательных актов, регламентирующих общий режим недропользования, в США принят ряд специальных, отраслевых законодательных актов, регулирующих вопросы добычи, транспортировки и реализации природного газа.
     Основной законодательный акт, регулирующий газовый рынок - Закон о природном газе, принятый в 1938 г. Первоначально им регламентировались цены на природный газ, определялись требования к строительству трубопроводов и регулированию трансграничной транспортировки газа. Однако в последние годы, в связи с формированием в стране конкурентного газового рынка, нормативно-правовое регулирование деятельности газовой отрасли подверглось значительным изменениям.
     Объективной экономико-технологической предпосылкой для формирования конкурентной среды в газовой промышленности США явилось наличие разветвленной газовой инфраструктуры, обеспечивающей множественность выбора между поставщиками и потребителями (соотношение протяженности газовых сетей   и магистральных трубопроводов 12:1, для сравнения в России 2:1).
    С целью создания нормативно-правовой базы функционирования конкурентного рынка газа в 1978 г. принят Закон О политике по природному газу , а в 1989 г. Закон Об отмене контроля за ценами природного газа , которыми отменено регулирование цен газа у скважины .
    Приказом 435, изданным Федеральной комиссией по энергетическому регулированию в 1985 г., установлены максимальные и минимальные тарифы на услуги транспортных компаний
    Приказом 497 (1988 г.) регламентирована транспарентность заключаемых сделок по трансграничной транспортировке газа.
    Приказом 636 (1992 г.) запрещено увязывать в один пакет  сбытовые и транспортные тарифы, закреплено требование к недискриминационному доступу к трубопроводам.
    Приказом 637 (2000 г.) поощряется переход от долгосрочных контрактов по трансграничной транспортировке газа в пользу спотовых сделок, а так же предоставлены определенные свободы при установлении тарифов по условиям поставки, отменены потолки цен по краткосрочным сделкам.
    В итоге, к настоящему времени законодательно регламентируются только требования к строительству трубопроводов и регулированию трансграничной транспортировки газа.
     Регулирование рынка природного газа сейчас осуществляется на двух уровнях. Федеральная комиссия по энергетическому регулированию регулирует тарифы и условия оптовых и трансграничных продаж газа, а комиссии 50 штатов занимаются регулирование розничных продаж, а также распределением газа внутри штата.