Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 39 Государственное регулирование развития нефтегазового комплекса в США


Налогообложение предприятий  нефтегазовой промышленности
          В США используются, главным образом, налоговые методы изъятия природной ренты. Такие механизмы ее изъятия как соглашения о разделе продукции не применяются.  
     Преобладают налоги и сборы, направленные на изъятие ренты непосредственно с пользователей природных ресурсов.    
     Налоги и сборы, выплачиваемые предприятиями нефтегазовой промышленности США,  можно разделить на две группы:
    специальные платежи, налоги и сборы за право эксплуатации недр;
    налоги на предприятия и корпорации, уплачиваемые в соответствии с законодательством США.
    В состав специальных платежей, налогов и сборов за право эксплуатации недр  входят:
    рентные платежи в размере 2-3 долл. за акр;
    роялти. Его ставка составляет  в среднем 15%. Как правило применяется пониженная ставка (12-12,5%) в первые пять лет добычи. Кроме того на менее прибыльных месторождениях ставка налога снижается за счет так называемого экономического лимитирования, но она не может быть ниже 80 центов за баррель;
    сборы в целевые траст-фонды. Используются как удобный механизм для более равномерного распределения поступлений с целью обеспечения производства и потребления энергии с учетом социальных факторов.
     Большая часть средств траст-фондов предназначена для финансирования программ, в основном связанных с охраной окружающей среды и обеспечением безопасности труда в ходе добычи и потребления сырой нефти, разрешения проблем, которые возникали в процессе хранения и транспортировки нефти, а также других топливных углеводородов.
     Хотя в принципе по действующему законодательству физическое лицо или фирма, которые владеют нефтехранилищами, являются ответственными за их ремонт и предотвращение протечек, а также за ликвидацию загрязнений окружающей среды, в целом ряде случаев возникала необходимость обеспечения срочного дополнительного финансирования, особенно в ситуациях, когда ответственный владелец поврежденного нефтехранилища оказывался не в состоянии выплатить необходимую сумму для ликвидации ущерба, либо не мог быть найден в короткие сроки.
     Формирование траст-фондов осуществляется с помощью специальных сборов, которыми облагается вся реализованная товарная продукция в этих отраслях.
     Одним из примеров таких фонд может служить фонд предотвращения утечек нефти из подземных нефтехранилищ. Он финансируется за счет сборов в размере 0,1 цента за галлон на все реализуемое в США моторное топливо.
    Специальный траст-фонд создан для ликвидации последствий морских разливов нефти финансировался на основе специального налога в размере 5 центов на каждый проданный баррель нефти независимо от того, была ли добыта она внутри страны или импортирована. Целью этого фонда является оплата расходов различных федеральных агентств, которые вынуждены ликвидировать последствия разливов нефти при авариях танкерных судов.
     Кроме упомянутых федеральных фондов, которые частично формируются с привлечением средств федерального бюджета, законодательство требует, чтобы коммерческие фирмы поддерживали свои собственные траст-фонды. Правительство просто контролирует выполнение частным сектором обязанностей по проведению сбора средств для оплаты необходимых в будущем дезактивационных работ. Контроль над их функционированием представляет собой форму государственного вмешательства в работу частных предприятий, которое обеспечивает гарантированное покрытие необходимых дополнительных затрат за счет целевых отчислений в процессе реализации продукции этих отраслей. Такой подход в рамках внебюджетного регулирования создает финансовый инструмент разрешения сложных проблем, связанных с неравномерным распределением необходимых производственных и социальных затрат для предотвращения возможного значительного общественного ущерба.
    Компании, работающие на континентальном шельфе, помимо перечисленных выше платежей, в соответствии с Законом Об использовании континентального шельфа перед началом работ выплачивают единовременные бонусы (фактически повышенные первые рентные платежи), а также роялти в размере 16 2/3%.
     Размеры роялти за добычу на частных землях устанавливаются владельцами этих земель.
     Получаемые государством рентные платежи и роялти следующим образом распределяются между уровнями бюджетной системы:
    62,6% централизуются на федеральном уровне (10% направляются в федеральный бюджет, 52,5% - в фонд рекультивации земель);
    37,5% - поступают в бюджет соответствующего штата и используются на развитие инфраструктуры, реализацию социальных и образовательных программ.  
     Кроме перечисленных специальных налогов и сборов нефтегазовые компании выплачивают налоги на предприятия и корпорации, установленные налоговым законодательством США:
    налог на имущество. Им облагаются основные фонды и оборудование по добыче, переработке и транспортировке нефти и газа;
     налог на доход корпораций (35% от чистого годового дохода. Налогооблагаемая база определяется путем вычитания из валового дохода компании эксплуатационных издержек (рентные платежи, зарплата, затраты на топливо и энергию, ремонт и содержание оборудования и др.) и капитальных затрат.