Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 39 Государственное регулирование развития нефтегазового комплекса в США


 Эффективность государственного регулирования нефтегазовой промышленности США   
     
     В США по разным оценкам насчитывается около 10000 независимых нефтяных компаний ( в России - около 140), которые использую для добычи нефти 600 тыс. скважин со средним дебетом - 1,6 т/сут .  Более 460 тыс. скважин работают с дебетом 0,3 т/сут. и менее.
     Отрасль обеспечивает для населения США более 10 млн. рабочих мест со средней заработной платой 20000 долл. в год.
    Большая часть предприятий нефтяной промышленности США - малые и средние предприятия, добывающие несколько тонн нефти в сутки. Крупнейшие среди них - Oxy (43000 т/сут), KerrMcGee (26000 т/сут), UPR (17000 т/сут), Pioneer (12000 т/сут).
    Подавляющее большинство из них работает в глубине континента с трудноизвлекаемыми и остаточными запасами на низкорентабельных скважинах. Одна компания в среднем эксплуатирует 50 скважин, из которых 37 - добывающие. Ежегодно она бурит 4 новые скважины.
     Практика применения отраслевого налогового законодательства и законодательства в сфере недропользования выстроена с учетом именно такой структуры отрасли так, чтобы прибыль малых и средних предприятий после налогообложения и сумма начисленной амортизации составляли не менее 30% от цены реализации и обеспечивали самофинансирование как разведки так и развития добычи нефти и газа на таких предприятиях.
    С этой целью на федеральном уровне налажен эффективный учет и контроль технико-экономического состояния всего фонда скважин. На каждую скважину c учетом горногеологических условий добычи установлен лимит добычи, степень обводненности и т.д. Превышение установленных лимитов штрафуется.
     Законодательно закреплено определение малодебитной скважины, которое периодически пересматривается в сторону уменьшения дебитов с учетом состояния фонда скважин.
     Для малых нефтяных компаний с 1.01.2004 г. планируется разрешить исключать из налогооблагаемой базы прибыль полученную от эксплуатации малодебетных нефтяных и газовых скважин.
    При определении размеров рентных платежей и роялти учитываются как сравнительные горногеологические условия, так и стадия реализации проекта. Так, скидка на истощение недр, размер которой в среднем составляет 15%, применяется дифференцировано, в зависимости от условий добычи.
    Действует принцип, по которому первые ежедневно добытые несколько сотен кг нефти освобождены от всех налогов. Количество такой нефти определяется конкретно по каждому месторождению, в зависимости от себестоимости добычи.
    Нефтяные и газовые компании могут списывать в течение первого года работ непроизводительных затрат на оплату труда, расходных материалов и на ремонтные работы на непродуктивных и сухих скважинах. (доля таких скважин при разведочном бурении на нефть и газ может достигать 80%). Но размер уменьшения налогооблагаемой базы не должен превышать 70% от годовых расходов компании.
    Для компаний, применяющих новейшие методы и оборудование повышения отдачи пластов, действует скидка на дополнительное извлечение нефти, которая обеспечивает уменьшение налогооблагаемой базы  на величину до 15% от суммы затрат.
    В результате продуманная система применения действующего законодательства гарантирует нефтегазодобывающим предприятиям, работающим на территории США, минимальные ставки и льготное налогообложение, а гибкая система налогов и льгот поддерживает небольшие предприятия и стимулирует их деловую активность.
    Хотя общий объем налоговых льгот и субсидий относительно невелик по сравнению со стоимостью нефти, газа и нефтепродуктов, их целевое использование позволяет повысить нормы извлечения нефти и газа из продуктивных пластов и увеличить инвестиции в производство альтернативных видов топлива .
    Федеральная комиссия по энергетическому регулированию контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, способствуя формированию и поддержанию конкурентной среды.
     Соблюдение налогового законодательства строго контролируется. За нарушение виновные, в том числе и крупные компании, могут быть приговорены к очень крупным штрафам. Так, в 1999 г. государство обвинило компанию Эксон в недоплате роялти за разработку газового месторождения в бухте Мобайл на юго-западе  Алабамы. Верховный суд США в 2000 г. постановил, что государству нанесен ущерб в размере 63,6 млн.долл. и обязал компанию выплатить штраф в объеме девятикратного размера причиненных убытков.
    В результате умелого целенаправленного государственного регулирования развития нефтегазового комплекса, эффективного применения стимулирующих мер и контроля за деятельностью нефтегазодобывающих компаний правительству США :
    удается поддерживать добычу нефти в последние 50 лет на уровне 300-400 млн.т. Причем, 95% прироста добычи нефти идет за счет уже разрабатываемых месторождений.  
     эффективно поддерживать малые и средние предприятия, которые обеспечивают 40% добычи нефти в стране и 65% природного газа.
     При себестоимости добычи, доходящей до 15-18 долл./ барр. у малых предприятий, что в три раза превышает среднемировой уровень, обеспечивается среднегодовой валовой доход такого предприятия - 3 млн. долл., чистый - 250 тыс. долл.;
     Они являются лидерами в использовании новых прогрессивных технологий .