Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 21 Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005гг.): цели и механизмы их достижения


Предлагаемые пути решения проблем российской экономики
 

      Преломление тенденций снижения темпов роста и ухудшения структуры экономики возможно, по мнению Минэкономразвития, только путем повышения глобальной конкурентоспособности России.
    Для повышения глобальной конкурентоспособности страны требуется осуществление "стратегии ускоренной диверсификации", призванной обеспечить прежде всего качественное изменение структуры экономики в целом. С этой целью предлагается задействовать новые источники роста:
увеличение несырьевого экспорта;
импортозамещение и развитие новых секторов экономики.
     В Программе предлагаются следующие механизмы достижения этих целей:
    выравнивание и стимулирование выравнивания отдачи на капитал внутри страны и остальном мире, в сырьевом и несырьевом секторе, внутри отдельных секторов. При этом выравнивание не должно производиться административными методами в тех секторах, где разница в уровне отдачи на капитал обусловлена разницей объективных рисков ведения хозяйственной деятельности, а только там, где разница в отдаче обусловлена предыдущими действиями государства;
    стимулирование диверсификации структуры экономики. Предлагается два направления действий по решению этой задачи. Первое - повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики. Второе - выравнивание нормы отдачи  на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки с целью создания равных условий конкуренции между секторами за привлечение ресурсов;
     продолжение налоговой реформы, направленное на снижение общей налоговой нагрузки на экономику при ее относительном увеличении в сырьевых секторах за счет увеличения доли изымаемой природной ренты.
    Значительное снижение налогового бремени в среднесрочной перспективе должно стать одним из наиболее сильных импульсов к оживлению экономической активности, вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, подняв тем самым относительную инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.
    Приоритетами налоговой реформы в среднесрочной перспективе должны стать введение в законодательство норм, стимулирующих инвестиционную активность, научные исследования и разработки, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров и услуг, оптимизация фискальной нагрузки на сырьевой сектор.
     Предлагается повысить стимулирующую функцию налогов, снизить среднюю ставку по НДС и ЕСН, а также кардинально повысить эффективность налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков;
     создание эффективной системы государственного управления, мотивированной на реализацию необходимых социально-экономических реформ, качественное повышение уровня прозрачности работы государственного аппарата, что позволит снизить уровень коррупции, повысить качество предоставляемых государством услуг. Одним из основных инструментов реформы должно стать изменение механизмов финансирования государственного управления, внедрение "бюджетирования по результату";
     повышение открытости российской экономики, присоединение России к ВТО. Одновременно с открытием российского рынка для иностранных производителей предлагается сформировать национальную систему поддержки экспорта, добиться скорейшей отмены ограничений на ввоз российской продукции в развитые страны, в первую очередь в ЕС,  т.к. конкуренция с развитыми странами рассматривается как единственный путь к ускорению роста, обеспечению его устойчивости;
     повышение эффективности использования энергетических ресурсов, завершение перехода на новую экономическую модель функционирования коммунального хозяйства, повышения производительности труда;
    совершенствование как финансовой, так и производственной инфраструктуры - транспорта, связи, инфраструктурных монополий.
    Непрозрачность инфраструктурных монополий, нерыночный характер деятельности при их системообразующей роли в экономике страны, по мнению Минэкономразвития, обусловливают значительные искажения рыночных сигналов, снижение эффективности функционирования всех остальных секторов экономики.
    Качественное улучшение функционирования финансовой инфраструктуры принципиально важно для повышения эффективности макроэкономической и социальной политики;
     значительное повышение эффективности социальной политики. Социальная политика должна обеспечить формирование сравнительных преимуществ и факторов роста российской экономики, не связанных с топливно-сырьевой ориентацией - через наиболее полное вовлечение в экономику страны трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан. Меры государства предлагается ориентировать на выявление и удовлетворение спроса на социальные услуги со стороны населения при создании конкурентной среды в сфере предложения социальных услуг.
    Решение перечисленных задач должно обеспечить достижение высоких темпов экономического роста: в текущем году - 4,5% ВВП, далее в течение трех лет - 5% в год, а затем экономика должна выйти на устойчиво высокие (7-8% в год) темпы роста в период с 2007 до 2015 года.