Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 9 Развитие экономики России: тенденции и проблемы


Эффективность государственной политики по поддержке реального сектора

     
     В качестве основных целей своей политики в 2002 г. в сфере экономики правительство выдвигало формирование модели российской экономики, обладающей достаточным потенциалом динамичного роста, способностью обеспечивать эффективное  воспроизводство, постоянную модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.   
     Для достижения этих задач предусматривалось осуществить меры по дальнейшей либерализации экономики, созданию условий для активизации предпринимательской деятельности, развитию рыночных институтов и улучшению рыночной среды, выравниванию условий конкуренции, дебюрократизации государственного регулирования экономики, усилению защиты прав собственности, снижению налогов на производство и заработную плату.
     В качестве основного инструмента стимулирования инвестиционной деятельности планировалось использовать снижение ставки по налогу на прибыль на 11%, что позволяло предприятиям оставлять в своем распоряжении больше прибыли.
     Каковы же результаты ?
    Как показала практика, снижение ставки по налогу на прибыль с 35% до 24%  не оказало предполагавшегося стимулирующего воздействия на инвестиционный климат и инвестиционную активность предприятий. Основной причиной этой в целом оправданной меры является недостаточный учет особенностей и механизмов формирования инвестиционной активности предприятий.
    Во-первых, она практически ничего не могла дать и не дала наиболее крупным предприятиям, к финансовым ресурсам которых, инвестируемым ими в производство, применялась ранее 50-процентная ставка налога на прибыль, т.е. фактически они платили этот налог по ставке 17,5%. Между тем, эти 200 крупнейших компаний России: ОАО Газпром , РАО ЕЭС России , интегрированные нефтяные компании, ряд металлургических, нефтехимических, химических и других предприятий обеспечивают более 50% промышленного производства. В итоге налоговая нагрузка на эти активно инвестирующие компании заметно повысилась.
    Предлагаемые меры могли дать значительный результат для средних и крупных предприятий, основная масса которых сосредоточена в обрабатывающей промышленности. Однако загрузка этих предприятий в настоящее время составляет порядка 45-50%. У этих предприятий есть значительный запас свободных мощностей. Пока их загрузка не повысится до уровня 80-90% у них не появится стимул к расширению основных фондов, а, значит, к масштабным инвестициям.
    Для 140 тыс. малых предприятий и почти 1,5 миллиона индивидуальных предпринимателей налоговая нагрузка возросла примерно вдвое.
    Правительство так и не сумело разработать справедливый механизм изъятия сырьевой ренты.
     Принятая в настоящее время шкала налогообложения по единому социальному налогу, которая предусматривает льготы при выплатах в 100 тыс. руб. и более на одного занятого, ориентирована главным образом на экспортные отрасли. В то же время обрабатывающие отрасли, имеющие более низкие доходы, вынуждены выплачивать налог по полной ставке.
    В целом налоговая реформа не только не уменьшила в 2002 г. налоговое бремя, а скорее увеличила его. В результате отмеченных новаций доля налогов в добавленной стоимости предприятий добывающих отраслей составляет сегодня около 40%, тогда как в обрабатывающих отраслях она - 55-60%, а поступления по налогу на прибыль сократились с 2,5% до 1,6% ВВП (эти платежи сократились даже в абсолютном выражении).
    При всей своей значимости меры в налоговой области смогут решить принципиальные проблемы, с которыми сталкивается реальный сектор экономики, особенно его высокотехнологичная часть, только в случае, если будет подкреплена  действенными мерами по государственному стимулированию инвестиционной и инновационной активности, повышению конкурентоспособности и поддержке роста производства.