Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 5 Зарубежное законодательство в области промышленной политики. Соединенные Штаты Америки


Антимонопольное регулирование

     В основе нормативно-правового инструментария реализации промышленной политики США находятся регулирование монопольных эффектов и проведение антимонопольной политики.
    Американский законодатель считает, что именно отраслевые структуры экономики составляют основу экономической среды, корректировка которых оказывает наибольшее воздействие на общественное благосостояние, также как и меры в области налоговой и таможенной политики.
    Цель антимонопольной политики американского государства заключается в том, чтобы определять допустимость тех или иных действий экономических агентов с точки зрения их воздействия на конкуренцию.
    К основным законодательным актам, действующим в США в сфере антимонопольной политики, относятся:
    Закон Шермана (1890 г.), устанавливающий запрет на создание трестов и монополизацию торговли между штатами (в данном случае монополия понимается как доминирующее положение фирмы на рынке).
    Антиконкурентные действия фирм трактуются как уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штраф до 1 млн долл. для юридических лиц или расформирование компании и до 100 тыс. долл. для частных лиц.
     Закон Клейтона (1914 г.), в котором сделан акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Закон запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.
    Закон Робинсона-Пэтмана, регулирущий ценовую политику. В частности, его нормами запрещена ценовая дискриминация, введена уголовная ответственность за политику хищнических (грабительских) цен, т.е. за установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.
    В законодательной классификации США выделяются следующие виды антиконкурентных действий фирм:
    1) незаконные действия как таковые (против буквы закона). Они не обладают какими-либо достоинствами, оправдывающими их антиконкурентное воздействие;
    2) незаконные действия на основании правила разумности (против духа закона).
    Решения по данным действиям принимаются в судах на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.
    К первым относятся:
      горизонтальное фиксирование цен;
      горизонтальный сговор о доле рынка;
     групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);
      договоренность о взаимных продажах и закупках;
      взаимосвязанные продажи;
      неправильная информация о товаре.
     Ко вторым:
      вертикальное фиксирование цен;
      отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;
      исключительное право покупки или продажи.
    Особой сферой действия антимонопольного регулирования в США является регулирование слияний и поглощений фирм. Оно осуществляется на основе критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.
    Горизонтальные слияния и поглощения двух фирм на рынке, как правило, запрещаются при следующих условиях:
    

Доля поглощающей фирмы на рынке

Доля поглощаемой фирмы на рынке
Высококонцентрированные отрасли (индекс CR4 более 75%)
до 4%
4% и более
от 4% до 10%
2% и более
от 10% до 15%
1% и более
Низкоконцентрированные отрасли (индекс CR4 менее 75%)
до 5%
5% и более
от 5% до 10%
4% и более
от 10% до 15%
3% и более
от 15% до 20%
2% и более
от 20% до 25%
1% и более

     
     На практике контроль за реализацией норм антимонопольного законодательства в США осуществляют: федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный правотворческий орган); федеральная торговая комиссия (главный исполнительный орган).