Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 5 Зарубежное законодательство в области промышленной политики. Соединенные Штаты Америки


Поддержка отдельных отраслей

     Четвертым важным направлением промышленной политики США и ее нормативно-правового обеспечения является поддержка отдельных отраслей национальной промышленности
    Правительство США обосновывает необходимость защиты основных секторов американской экономики несправедливой конкуренцией и проблемами поддержания занятости в важных для США отраслях промышленности и в депрессивных районах.
    

     Черная металлургия

     Эта отрасль является одной из наиболее значительных получателей государственных субсидий. Число основных федеральных законов, в соответствии с которыми американские компании черной металлургии получают льготы из федерального бюджета, составляет около двух десятков.
    Самые значительные льготы предоставляются в форме кредитных гарантий. Согласно  положениям Закона о кредитных гарантиях, принятого в 1965 г. в развитие Закона об общественных работах и экономическом развитии, предприятиям, которые лишены доступа к регулярному рынку капитала на приемлемых условиях, могут быть выданы гарантии до 100 млн долл.
    Еще один инструмент гарантирования займов - Закон о чрезвычайной программе гарантирования займов для сталелитейной и нефтегазовой промышленности, принятый в 1999 г. Общая сумма гарантий в рамках этого закона - 1 млрд долл., а для каждого отдельного предприятия - до 250 млн долл.
    К этому надо добавить, что отрасль получает чрезвычайные субсидии на развитие технологий сталелитейного производства в размере 100-200 млн долл. в год.
    Специальные налоговые льготы, предоставленные компаниям отрасли, оцениваются в 1 млрд долл.
    Кроме того, работникам отрасли предоставлены различные социальное льготы, которые оцениваются от 10 до 13 млрд долл.
    В 18 штатах действуют собственные программы поддержки предприятий черной металлургии.
    Параллельно с мерами поддержки собственных предприятий США широко применяют меры по ограничению импорта стальной продукции.
    В 1984 г., с целью оградить американскую сталелитейную промышленность от иностранной конкуренции и создать базу для поддержки отрасли за счет средств федерального бюджета был принят Закон о стабилизации импорта стали, которым было узаконено понятие соглашения о добровольных ограничениях .
    В соответствии с положениями ст.201 Закона о торговле от 1974 г. США могут вводить тарифы или квоты на временной основе в случае, если импорт причиняет существенный ущерб национальному производству. Причем не требуется предоставления доказательств субсидирования.
    6 марта 2002 г. президент США Дж.Буш объявил о дополнительных мерах по ограничению импорта с целью защиты национальной сталелитейной промышленности от  конкуренции. Новые защитные тарифы распространяются примерно на треть американского импорта.
    При активной государственной поддержке в конце 80-х - начале 90-х годов проведена реструктуризация отрасли, в результате которой США стали мировым лидером по производству ряда видов продукции на минизаводах, в три раза выросла производительность труда.
    

     Текстильная промышленность

     Один из самых важных секторов экономики по занятости (450 тыс.чел.). В настоящее время отрасль находится в кризисном состоянии. За последние пять лет закрылись 215 предприятий и 177 тыс.чел. потеряли работу.
    Американская администрация предпринимает значительные усилия по поддержке отрасли на плаву. Текстильная промышленность - единственная крупная отрасль, в которой до сих пор применяются нормы квотирования общего объема допустимого импорта. Действие этого режима предусмотрено  до конца 2004 г. (по оценкам экспертов, действующие квоты и тарифы на импорт текстиля обходятся американским потребителям в 10 млрд долл. ежегодно).
    Кроме того, текстильная промышленность - один из самых крупнейших получателей субсидий в рамках федеральной программы помощи на приспособление .

     Автомобильная промышленность

     Одна из немногих отраслей, где иностранным компаниям созданы значительные стимулы для инвестирования под флагом создания новых рабочих мест. Так, в 1977 г. администрация штата Алабама предоставила компании Мерседес налоговые льготы в размер 300 млн долл. и прямые субсидии на сумму 253 млн долл. В результате было создано 1500 рабочих мест.
    В 1977 г. решением правительства США создана специальная торговая зона в штате Кентукки, где построено автосборочное предприятие компании Тойота . От администрации штата японская компания получила в бесплатное пользование участок земли в 600 га и право беспошлинного ввоза автомобильных частей и комплектующих на территорию зоны.
    Регулирование импорта осуществляется главным образом с помощью таможенных пошлин, а также с помощью установление очень высоких экологических требований.
    

     Сельское хозяйство

     Важную роль в системе поддержки отечественных сельхозпроизводителей в США играют программы по субсидированию аграрного производства и экспорта, которые действуют в трех основных направлениях:
    оказание прямой финансовой поддержки фермерам и экспортерам,
    государственное кредитование и гарантирование экспорта,
    продовольственная помощь.
     С целью нормативно-правового обеспечения указанных направлений деятельности в 1996 г. был принят Закон об улучшении и реформировании сельского хозяйства, который ориентировал отрасль на развитие внешних рынков и увеличение  экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью.
    В соответствии с этим Законом был продлен срок действия основных программ поддержки сельскохозяйственного производства и экспорта и учреждены две новые программы:
    программа гарантирования кредитов поставщиков;
    программа гарантий по инфраструктуре.
    В 1998 г. принят Закон о сельском хозяйстве, в соответствии с которым разработаны и действуют:
    Федеральная программа доступа на рынки. Ее целью является поощрение экспорта и содействие расширению экспортных рынков для продукции американского сельского хозяйства, рыболовства и лесной отрасли;
    Федеральная программа кооперирования в целях развития внешних рынков, которая преследует аналогичные цели.
    В 2002 г. был принят Закон о защите ферм, предусматривающий значительные государственные субсидии для американского сельского хозяйства. Действие закона рассчитано на 10 лет, в течение которых планируется выделить на эти цели 190 млрд долл.
    Важным механизмом поддержки сельского хозяйства является действующая с 1938 г. программы страхования урожая и доходов фермеров. Кроме того, для защиты национального сельского хозяйства широко используется политика импортных тарифов и тарифных квот, а также меры по лицензированию импорта.
    

     Железнодорожный транспорт

     Регулирование на железнодорожном транспорте началось с принятия Закона о трансграничной торговле в 1897 г.
    К началу 80-х годов в отрасли сложилось критическое положение. Она стала убыточной. В этой связи был разработан и принят ряд мер по ее реструктуризации.
    В 1980 г. был принят Закон Стэггерса, который имел целью ограничить масштабы государственного вмешательства. Его нормами было разрешено железнодорожным компаниям самим выбирать маршруты движения и товаропотоки, варьировать тарифы в зависимости от конъюнктуры рынка и дифференцировать их в зависимости от структуры спроса, заключать конфиденциальные соглашения о тарифах.
     Закон отметил практику коллективных соглашений о тарифах через тарифные бюро.
    Нормами этого законодательного акта Управление наземного транспорта было наделено полномочиями выводить некоторые категории перевозок из-под федерального регулирования при условии их небольших масштабов и если при этом не наносится ущерб потребителям от действий естественных монополий.
    В соответствии с Законом Стэггерса было введено несколько видов ставок:
    ставки обычного перевозчика, которые применяются для основной массы грузовладельцев;
    контрактные ставки или индивидуальные тарифы, принимаемые в результате переговоров между перевозчиком и грузовладельцем.
     За некоторыми исключениями (транспортировка сельскохозяйственных грузов) заключаемые контракты не требуют утверждения регулирующим органом - Министерством транспорта.
    Следует отметить, что хотя Министерство транспорта не наделено законом правом анализа тарифов на предмет их обоснованности, оно может запретить использование необоснованных тарифов в случае, если имеется жалоба грузовладельца.
    Кроме того, сохранено право государства устанавливать предельные тарифы и принимать другие действия, если перевозчик прибегал к использованию инструментов или методов, наносящих ущерб конкуренции.
    

     Газовая отрасль

     Основным законодательным актом, регулирующим газовый рынок является Закон о природном газе, принятый в 1938 г. В нем содержатся требования к строительству трубопроводов и регулированию трансграничной транспортировки газа.
    В последние годы регулирование деятельности газовой отрасли подверглось значительным изменениям.
    Приказами Федеральной комиссии 435 (1985 г.), 497 (1988 г.), 636 (1992 г.) и 637 (2000 г.) установлены минимальные и максимальные тарифы за услуги газотранспортных компаний, закреплено требование о недискриминационном доступе к газопроводам.
    Отменено регулирование цен на природный газ у скважины (соответствующие поправки: Закон о политике по природному газу  и Закон Об отмене контроля над ценами природного газа , приняты в 1978 г. и 1989 г. соответственно).
    Регулирование тарифов на природный газ сейчас осуществляется на двух уровнях: Федеральная комиссия регулирует тарифы и условия оптовых и трансграничных продаж газа. Комиссии 50 штатов занимаются регулированием розничных продаж, а также распределением газа внутри штата.