АВ 2003г. Выпуск 5 Зарубежное законодательство в области промышленной политики. Соединенные Штаты Америки
Третьей важнейшей задачей нормативно-правового регулирования промышленной политики в США является стимулирование научно-технического прогресса.
Американское правительство считает своим приоритетом всемерное стимулирование производства наукоемкой продукции. Для этого оно стремиться создать благоприятные условия для разработки и внедрения новых технологий и поддержания инновационного процесса.
Начиная с 80-х годов, в США образованы специальные группы по изучению проблем конкурентоспособности американской промышленности, в работе которых принимают участие представители конгресса, правительства, деловых кругов, ученые. В результате коллективных усилий была сформирована концепция повышения национальной инновационной способности .
В соответствии с этой концепцией основными целями государства в этой сфере были объявлены:
укрепление конкурентоспособности американской промышленности и создание новых рабочих мест;
создание предпринимательской среды, в которой могут процветать технические нововведения, а инвестиции тесно связаны с новыми идеями и проектами;
обеспечение скоординированного менеджмента технологиями между всеми ведомствами федерального правительства;
укрепление взаимоотношений между промышленностью, федеральными ведомствами, правительствами штатов и университетами;
переориентирование национальных усилий на технологии, являющиеся критическими для современного бизнеса и растущей экономики;
усиление государственной поддержки фундаментальной науки, на которой основывается технический прогресс.
Реализация этих задач осуществляется посредством четырех основных форм нормативно-правового регулирования развития науки и техники:
через прямую бюджетную поддержку сферы НИОКР и инновационного процесса. С этой целью федеральное правительство принимает на себя значительную часть расходов на НИОКР. Так, на 2003 г. на эти цели из федерального бюджета будет выделено 112 млрд долл.;
косвенно посредством фискальных мер и мер в области налоговой политики;
через инвестиции в систему образования;
через государственную поддержку критических элементов хозяйственной инфраструктуры.
Для нормативно-правового обеспечения реализации этих форм воздействия государства на темпы развития науки и техники был принят ряд нормативных документов, регулирующих не только создание объектов научно-технической интеллектуальной собственности, но и сферу производства соответствующей научно-технической продукции.
В 1986 г. принят Закон о передаче конкурентоспособных государственных технологий (National Competitiveness Technology Transfer Act); который дополнил закон Стивена-Уайдлера по стимулированию инноваций в частном секторе.
Закон установил новые правила проведения совместных НИОКР (государственных и частных), определил функции и стимулы работы государственных органов в отношении нововведений.
В 1988 г. был принят Комплексный закон о торговле и конкуренции (Omnibus Trade and Competitiveness Act), координирующий государственную патентную, научно-техническую и торгово-промышленную политику.
В законе закреплены меры, создающие значительные преимущества американским физическим и юридическим лицам в использовании технологий, запатентованных в США, в том числе иностранных.
Закон обязывает федеральные ведомства при заключении ими международных соглашений о научно-техническом обмене обеспечить надлежащую охрану интеллектуальной собственности юридических и физических лиц США. Статьей 301 Закона предусмотрены меры борьбы за устранение основных барьеров на пути свободной торговли, возведенных другими странами.
В 1993 г. был принят Закон о совместных исследованиях (Cooperative Research and Production Act), в соответствии с которым было разрешено создание в необходимых случаях консорциумов не только для исследовательских целей, но и для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции (ранее это было невозможно, т.к. противоречило нормам антимонопольного законодательства).
Такое ослабление американского антимонопольного законодательства, изменение традиционных правил конкуренции было обусловлено необходимостью противодействия сильной протекционистской политике в названной сфере в странах - конкурентах США и целями мобилизации ресурсов национальной промышленности.
В 1995 г. принят закон о передаче и развитии государственных технологий (The National Technology Transfer and Adavancement Act), распространивший сферу применения добровольных консенсусных стандартов на научно-техническую сферу и материально-техническое производство.
В 1999 г. Конгресс продлил до 2004 г. срок действия программы налоговых кредитов для стимулирования НИОКР.
Сейчас в США изучается вопрос о сокращении сроков амортизационных списаний для оборудования в отраслях информационных технологий с 5 до 3 лет.
С 1990 г. действует Федеральная программа развития передовых технологий, призванная стимулировать вложения частного капитала в технологии повышенного инвестиционного риска, что потенциально может принести значительные выгоды экономике США и их обороноспособности. В рамках этой программы одной компании может быть выделено до 2 млн долл. на период до 3 лет или до 50% стоимости проекта на 5 лет для совместных предприятий.
В 1999 г. создан Национальный совет по внедрению законов, касающихся интеллектуальной собственности.
В том же году был принят Закон о защите прав американских изобретателей, в соответствии с которым управление по патентам и торговым маркам обязано регулярно информировать Президента США о проблемах, связанных с интеллектуальной собственностью, включая вопросы ее защиты в других странах.
Управление по патентам и торговым маркам Министерства торговли совместно с аппаратом представителя на торговых переговорах готовит рекомендации по охране прав на интеллектуальную собственность США как путем заключения новых двухсторонних соглашений, так и путем применения специальной статьи 301 Закона о торговле 1974 г.
Ст.337 Закона о таможенном тарифе (1930 г.) объявляет незаконным импорт товаров, который нарушает действующие патенты США, зарегистрированные торговые марки или права интеллектуальной собственности, если такие действия причиняют или могут причинить ущерб какой-то отрасли промышленности или препятствуют ее развитию.
Для защиты прав на интеллектуальную собственность используется также скандально известная Ст.301, которую США пытаются распространить и на новые оптические носители и программное обеспечение.
Особое внимание американское правительство, конгресс уделяют развитию производства и сбыта информационных технологий (ИТ) - этого самого крупного сектора американской экономики. За счет внедрения ИТ обеспечивалось до 1/3 прироста ВВП в последние годы.
Развитие ИТ считается в США главным условием перехода к новой экономике, базирующейся на знаниях и идеях.
В июле 1997 г. администрация США выпустила директиву Рамки глобальной электронной торговли , определившую основные направления деятельности в этом направлении.
В 1998 г. был принят Закон, устанавливающий трехлетний мораторий на введение налога с продаж товаров и услуг, реализуемых через Интернет.
В настоящее время США пытаются продвинуть идею создания беспошлинного киберпространства на международную электронную торговлю с тем, чтобы не создавались барьеры для американских компаний-лидеров в этой области на международном рынке. США присоединились к Соглашению ВТО по основным средствам связи, которое создает реальные возможности организации мирового рынка электронной торговли, активно лоббируют идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли.
В то же время американское правительство в лице Федеральной комиссии по торговле и Федеральной комиссии связи стремится оказывать активное противодействие попыткам иностранных компаний проникнуть на этот перспективный рынок.
Отрасли ИТ опираются на активную поддержку государства. Только в 2002 г. государственные ассигнования на развитие технологий Интернет составили 12 млрд долл.
В марте 2000 г. президент США Б.Клинтон озвучил программу системы мер для надежной защиты американской экономики от возможного несанкционированного проникновения и сохранения государственной тайны в сфере Интернета.
Тогда же было принято решение о предоставлении налоговых льгот в размере 2 млрд долл. для поощрения компьютеризации, выделено 150 млн долл. на переподготовку преподавателей, 100 млн долл. на создание технологических центров в депрессивных районах и 50 млн долл. для субсидирования продаж компьютеров семьям с низкими доходами, открыты программы субсидий для сельских районов.