АВ 2002г. Выпуск 33 Проблемы законодательного обеспечения прав собственности в Российской Федерации
права собственности
За последние годы отношение к государственной и частной собственности резко изменилось. Начало формирования в стране рыночной экономики повлекло за собой снижение роли госсобственности, некогда имеющей безоговорочное признание приоритетности и универсальности. Государственное имущество стали признавать "ничейным" и бесполезным, началась его распродажа.
Но объективные тенденции неумолимы и сейчас приходит отрезвление. Вновь усиливается влияние государства на экономику, на формирование ее реального сектора. Использование государственной собственности в национальных интересах и эффективное управление ею позволят укрепить нашу экономику.
Конституционное признание равенства государственной собственности и иных форм собственности (ст. 8) сочетается с совместным решением Федерацией и ее субъектами вопросов разграничения государственной собственности (ст. 72). А пункт "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению Федерации федеральную государственную собственность и управление ею.
Указанные основополагающие нормы были конкретизированы в целом ряде Федеральных законов - "О естественных монополиях", "О федеральном железнодорожном транспорте", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами", в Воздушном кодексе и др.
Одновременно появлялись многочисленные указы Президента Российской Федерации по проблемам управления частной собственностью, которые решали вопросы акционирования, лицензирования, налогообложения и других форм управления государством частной собственностью. К тому же и в субъектах Федерации в конституциях и уставах по-разному определяются объекты государственной и частной собственности и режимы их использования. Сегодня нормативное регулирование права собственности осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ; Земельного кодекса РФ; Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; Кодекса торгового мореплавания РФ; Лесного кодекса РФ; закона РФ от 9 октября 1992 г. 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"; Федерального закона от 8 января 1998 г. 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации"; Федерального закона от 15 июня 1996 г. 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья"; Федерального закона от 16 февраля 1995 г. 15-ФЗ "О связи"; Федерального закона от 29 октября 1998 г. 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"; Федерального закона от 26 декабря 1995 г. 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др. Противоречивость и пробелы в регулировании права собственности снижают его потенциал. А ведь именно государство должно обеспечивать эффективность управления им в масштабе всей страны.