Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 28 Законодательное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации (часть 1)

Введение

             История саморегулирования и самоуправления насчитывает в России  много веков.  С самого начала своего  возникновения самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. Прообразом саморегулируемой организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 г. Московская биржа, уставом которой на ее представительный орган биржевой комитет возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными и общественными организациями.
     Аналогичная идея самоуправления заложена в деятельность нотариата и нотариальных палат. В 90-е годы принцип саморегулирования использован в регулировании деятельности не только профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и в деятельности профессиональных оценщиков (статья 22 Федерального закона от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Этот принцип заложен также в концепцию  Федерального закона "Об аудите" для регулирования деятельности аудиторов; высказываются мнения о необходимости его введения в регулирование страховой деятельности и других сферах.
      Таким образом, принципы саморегулирования в современной России распространяются  на все  новые и новые сферы общественной жизни. По своей сути саморегулируемая организация не что иное, как цех, объединяющий работников одной профессии (профессиональный союз). Обычаи каждого цеха требуют от его членов определенных профессиональных знаний и умений, соблюдения профессиональных норм. Цех осуществляет выработку требований к профессиональной деятельности (регулирование) и надзор за выполнением этих требований. Цех же  защищает права своих членов перед другими субъектами. Эти же функции выполняют и СРО. Сосредоточенность профессионалов в организации позволяет им самим регулировать свою деятельность на основе тех положений, которые заложены законодательством. Учитывая медлительность государственного аппарата, а также объективную же оторванность государственных служащих от предмета регулирования, именно СРО обладают большими возможностями квалифицированно и оперативно регулировать отношения как между самими профессиональными участниками, так и между профессиональными участниками и их клиентами, а также контролировать соблюдение действующих норм.
     Впервые в российском законодательстве понятие саморегулируемые организации было закреплено в постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. N 3, которым было утверждено Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Данным положением был закреплен правовой статус саморегулируемой организации. Саморегулируемыми организациями именовались добровольные некоммерческие организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и действующие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Первоначально термин саморегулируемые организации употреблялся только применительно к фондовому рынку. Саморегулируемые организации создавались лицами осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, т.е. профессиональными участниками рынка ценных бумаг и эмитентами.. Для своих членов саморегулируемые организации разрабатывали обязательные стандарты  деятельности по ведению реестров, направляли в Федеральную комиссию представления о выдаче лицензий на право осуществления профессиональной деятельности членам организации.
    Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27 Временное положение было признано утратившим силу.
    Правовое обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации в своем развитии прошло два этапа. Первый этап начался в 1995 г. с законодательного закрепления термина "саморегулируемая организация и продолжался до 1998 г. На данном этапе в нормативных актах  правовой статус саморегулируемых организаций был достаточно подробно регламентирован, но только на рынке ценных бумаг. Второй этап начался в 1998 г., а  его кульминацией стал 2002 год. Саморегулируемые организации в этой период  стали  возникать в различных сферах предпринимательской деятельности и членство в них для отдельных групп предпринимателей стало обязательным.