АВ 2002г. Выпуск 28 Законодательное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации (часть 2). Зарубежный опыт правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций
2. Структура органов регулирования и саморегулирования рынка ценных бумаг за рубежом
США С 30-х гг. ХХ века в США сложилась двухуровневая система регулирования рынка ценных бумаг: первый уровень - органы государственного регулирования, прежде всего Комиссия по ценным бумагам и биржам, и специальные органы регулирования в штатах; второй уровень - саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
КЦББ включает пять членов, назначаемых президентом США, четыре отдела (корпоративных финансов, регулирования рынка, инвестиционного менеджмента и правозащитный), 18 управлений (аудиторское, информационных технологий, кадровое, аттестационное и др.), 11 региональных офисов.
В свою очередь, на втором уровне функционируют два типа саморегулируемых организаций:
Национальная ассоциация фондовых дилеров - NASD (National Association of Securities Dealers). Членство в ней обязательно для брокеров и дилеров, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Без членства в NASD организация не может получить лицензию, дающую право работать на рынке, стать членом фондовой биржи, заниматься клиринговой или депозитарной деятельностью. NASD Inc. - это группа компаний, в которой одна холдинговая компания контролирует деятельность двух других организаций - NASD Regulations (собственно саморегулируемой организации) и NASDAQ (торговой системы) возникшей в феврале 1971г.
Инфраструктурные организации на рынке ценных бумаг, членами которых являются его профессиональные участники, например, Нью-Йоркская фондовая биржа - New York Stock Exchange (NYSE), National Association of Securities Dealers Automated Quotation System (NASDAQ), Depository Trust Company (DTC), National Securities Clearing Corporation (NSCC), Option Clearing Corporation (OCC) и другие. В законодательстве и на практике они также именуются саморегулируемыми. Членство в такой организации для профессионального участника добровольное.
Функциональное назначение саморегулируемых организаций двух обозначенных типов различно. NASD в основном ориентирована на регулирование отношений между участниками рынка ценных бумаг и их клиентами, а также на решение проблем, общих для всех участников рынка вне зависимости от сферы их деятельности на биржевом, внебиржевом или ином рынке. Саморегулируемые организации второго типа организуют и регулируют главным образом отношения между профессиональными участниками рынка ценных бумаг в процессе осуществления ими той или иной деятельности на этом рынке.
NASD - это модель, предполагающая делегирование саморегулируемым организациям на основании закона небольшой части государственных полномочий по регулированию и контролю за деятельностью брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг. При этом наиболее важные регулирующие функции по регулированию и контролю на рынке ценных бумаг выступает Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) - государственный орган, наделённый значительными нормотворческими, исполнительными и отчасти судебными полномочиями.
Саморегулируемые организации второго типа - это пример делегирования полномочий "снизу" участниками рынка, которые передают часть своих прав биржам, депозитариям, клиринговым организациям в целях лучшей организации торговли и расчётов на фондовом рынке.
В настоящее время активное развитие на мировых рынках так называемых "Альтернативных Торговых Систем" (ATS), которые, в отличие от СРО, являются коммерческими организациями , ведёт к уменьшению значимости СРО второго типа как регулятора фондового рынка и к повышению роли СРО первого типа.
Такая же тенденция наблюдается и на российском рынке, что даёт основания говорить о наличии предпосылок для усиления роли саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Законом (The Financial Services Act 1986) принята весьма специфическая система делегирования полномочий государственной (публичной) власти на рынке ценных бумаг. На этой основе в UK сложилась громоздкая бюрократизированная система СРО.
В соответствии с законом регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании возложено на Кабинет министров (Secretary of State). Этот правительственный орган свои полномочия по регулированию рынка ценных бумаг делегировал специальному органу, известному как Securities and Investments Board (SIB). Он финансируется за счет взносов участников рынка, но сам непосредственно СРО (SRO) не является. SIB, по законодательству UK, вправе самостоятельно выдавать лицензии на право осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, но может делегировать его и СРО, что на практике и сделал.
При этом разными сферами инвестиционной деятельности руководят разные СРО. The Securities and Futures Authority (SFA) занимается брокерами-дилерами, являющимися членами London Stock Exchange (LSE), London Futures and Options Exchange (LIFFE), London Metal Exchange (LME) и других товарных бирж Великобритании. Другая СРО - The Investment Management Regulatory Organisation (IMRO) - регулирует деятельность управляющих компаний и попечителей, организующих функционирование инвестиционных и пенсионных схем. Третья СРО - Personal Investment Authority (PIA) организует деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере управления и консультирования коллективных инвестиционных, пенсионных и страховых схем
Формально в Великобритании членство в СРО не является обязательным. Разрешение на право осуществлять инвестиционную деятельность (direct autorization) компании могут получать в СРО или напрямую в SIB. Однако на практике второй вариант - явление редкое. При этом одна и та же компания может являться членом двух и более СРО.
В отличии от США биржи и клиринговые организации формально не называются в Великобритании СРО. Они осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг не на основании обычного разрешения (autorization) как другие участники рынка ценных бумаг, а на только при условии получения от SIB статуса признанной инвестиционной биржи или признанной клиринговой организации. Фактически же функции бирж и клиринговых организаций в отношении их членов в Великобритании аналогичны практике, сложившейся в США.
Заметим, что система СРО в Великобритании весьма громоздка и не всегда функционирует эффективно. Как, показывает практика, эта система не смогла предотвратить массовые нарушения прав инвесторов в известных скандалах с пенсионными фондами Максвелла, банкротства Берингс и в других ситуациях. Лидеры правящей в Великобритании лейбористской партии неоднократно заявляли о необходимости радикальных изменений этой системы СРО и передаче их функций одной организации типа SIB.