АВ 2002г. Выпуск 26 Геополитический и международный аспекты проблем Калининградской области
Введение
В последнее время ситуация вокруг Калининградской области и возможные варианты выхода из возникшего политического и дипломатического тупика стали предметом оживленных дискуссий в печати, в политических, научных и деловых кругах, среди широкой общественности.
Активное участие в рассмотрении проблем самого западного региона России принимают российские парламентарии. В завершающие дни весенней парламентской сессии 2002 года депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации были приняты соответствующие заявления и обращения по проблемам Калининграда.
Государственная Дума на заседании 21 июня 2002 г. приняла заявление "О ситуации вокруг Калининградской области в связи с расширением Европейского союза" (постановление 2905-III ГД). В заявлении выражена серьезная озабоченность развитием ситуации вокруг Калининградской области, которая в ближайшем будущем, в связи с расширением Евросоюза, может оказаться в изоляции от остальной территории России.
В заявлении выражена полная поддержка твердой и принципиальной позиции Президента Российской Федерации В.В.Путина. Вместе с тем отмечен неконструктивный подход государств - членов ЕС к предложениям российской стороны по обеспечению безвизового поезда российских граждан и свободного перемещения грузов между Калининградской областью и остальной территорией России.
"Складывается впечатление, - подчеркивается в заявлении Государственной Думы, - что Европейский союз проводит целенаправленную линию на создание условий для отчуждения Калининградской области от Российской Федерации".
В обращении Совета Федерации (от 14 июня 2002 г. 274 СФ) к Европейскому парламенту, Парламентской ассамблее Совета Европы, парламентам Республики Польша и Литовской Республики, в связи с необходимостью обеспечения жизнедеятельности и развития Калининградской области как субъекта Российской Федерации, в частности, отмечается следующее. Переход Республики Польша и Литовской Республики на правовые, таможенные, сертификационные и визовые режимы Европейского союза при неурегулированности вопроса об обеспечении жизнедеятельности и развития Калининградской области как субъекта Российской Федерации неизбежно приведет к юридическим и практическим последствиям, попирающим конституционные права и свободы российских граждан. Население Калининградской области фактически окажется в изоляции внутри Европы. Таможенные ограничения приведут к разрыву единого экономического пространства Российской Федерации.
В связи с этим Совет Федерации обращается к вышеназванным европейским и национальным парламентам оказать содействие в поиске взаимоприемлемого варианта решения проблем Калининградской области, что должно стать конкретным примером качественно нового уровня взаимодействия и интеграции между Россией и Европейским союзом, стать символом объединенной Европы.
Одним из основных барьеров на пути к компромиссу по-прежнему остаются существующие режимные правила Шенгенской зоны, на которые постоянно ссылаются представители Евросоюза. В соответствии с Амстердамским договором 1999 года все страны-кандидаты в ЕС должны принять Шенгенские правила с целью перехода в пятилетний срок на общий для всех стран-членов ЕС визовый режим и на обычный визовый режим с третьими странами. Для Польши и Литвы предусмотрено это осуществить в 2001-2003 годах, отменив нынешнюю практику безвизового передвижения жителей Калининградской области. В результате неизбежно осложнится транзитное сообщение с Россией в части перемещения людей и грузов (включая военный транзит).
Если прогнозировать последствия складывающейся ситуации с точки зрения геополитической, но не исключен вариант развития событий, при котором образовавшаяся после ухода с политической арены восточноевропейских социалистических режимов, уникальная в своем роде зона либерального передвижения людей, товаров и услуг может прекратить существование. Вместо исчезнувшей стены между Западной и Восточной Европой может возникнуть новая - между странами, входящими в ЕС, и всем постсоветским пространством.
Таков первый и наиболее серьезный вызов начала ХХI века, который адресован России и которым закономерно завершается процесс одновременного расширения на Восток как Евросоюза, так и Североатлантического альянса. Поиски решений по калининградской проблеме могут привести к желаемым и взаимоприемлемым результатам лишь при одном условии - наличии усилий и доброй воли, уважительного отношения к правам и законным интересам не только самих калининградцев, но и всех россиян.
В этой связи организуемые в Государственной Думе парламентские слушания по основополагающим аспектам данной проблемы, связанным с защитой интересов национальной безопасности Российской Федерации, придают особую значимость всей проводимой в этом направлении работе.