АВ 2002г. Выпуск 26 Геополитический и международный аспекты проблем Калининградской области
Геополитический и международный аспекты
проблем области
проблем области
Калининградская область по существу всегда считалась одним из наиболее проблемных регионов - как с точки зрения социально-экономической ситуации, так и из-за географической отдаленности от России. Область не имеет аналогов по специфике своего геополитического положения, которое в предстоящий период дополнится также изменением геоэкономического характера.
Как известно, в период после распада СССР область оказалась единственным субъектом Федерации, полностью отдаленным от России территориями иностранных государств (транзит через Литву-Латвию или Литву-Беларусь). С вступлением в ЕС Польши и Литвы область будет окружена странами Шенгенского соглашения. Через два года Калининград может оказаться в ситуации двойной экономической периферии - и по отношению к территориально удаленной России, и по отношению к территориально приближенной Европе (как чужеродный ей анклав).
Новая ситуация требует принятия федеральным центром безотлагательных и комплексных мер для скорейшего решения назревших проблем Калининградской области. В противном случае эта стратегически важнейшая часть российской территории - единственное "незамерзающее окно в Европу" - может оказаться потерянной для страны, причем без применения военной силы.
Однако для оперативного принятия соответствующих решений и их последовательной реализации необходима, во-первых, политическая воля. Она твердо выражена Президентом России. Во-вторых, требуется кардинальное изменение психологии тех ответственных чиновников в центре, которые, нередко называя Калининградскую область "форпостом России на Западе", фактически на протяжении многих лет относятся к ней как к заброшенной колонии или "задворкам" российской метрополии.
Серьезные негативные последствия такого подхода явно недооцениваются. Однако в конечном счете они могут оказаться непоправимыми. Последние примеры: в проекте федерального бюджета на 2003 год финансирование федеральной целевой программы развития Калининградской области урезано почти наполовину, а по новому Таможенному кодексу РФ регион лишается существенной части льгот. Все это, естественно, не способствует решению проблем Калининграда и как бы подталкивает область к последующему разрешению своих сложных проблем с помощью ее экономически более развитых соседей - стран, являющихся членами Евросоюза или кандидатами на вступление в него.
За последние десять лет объемы промышленного производства в регионе сократились более чем наполовину. Доведен до состояния упадка аграрный сектор экономики. По оценкам ЕС, более 30% населения живет за чертой бедности. В целом уровень жизни здесь ниже, чем в среднем по России. Вместе с тем, с приходом к руководству Калининградской областью новой администрации во главе с губернатором В.Егоровым наметились определенные положительные сдвиги. Так, по итогам прошлого года произошел экономический рост, увеличился объем иностранных инвестиций. В области создано 1655 совместных предприятий и свыше 6 тыс. предприятий малого бизнеса. Достигнуты заметные результаты в ликвидации безработицы.
Географическое положение региона обусловило его очевидные преимущества по сравнению с остальными субъектами Федерации. Это, прежде всего, близость к рынкам Западной и Восточной Европы и европейским транспортным коридорам, благоприятные климатические условия для ведения сельского хозяйства и развития морского туризма, наличие незамерзающего морского порта, относительная дешевизна электроэнергии (в сравнении с европейскими странами), а также рабочей силы при достаточно высоком уровне ее квалификации.
В развитии транспортного потенциала Калининграда как одного из возможных центров морской перевозки грузов на Балтике возникают серьезные трудности из-за практикуемой странами Балтии, прежде всего Литвы, тарифной политики. Цель этой политики состоит в стремлении любыми средствами сохранить свое монопольное положение на рынке транспортных услуг. В этой связи у калининградцев есть обоснованные претензии и к российским федеральным властям, а также к российским транспортным компаниям. В результате проводимой ими тарифной политики мощности калининградских портов загружены лишь на четверть. Инфраструктура портового хозяйства остро нуждается в модернизации.
В связи с предстоящим вступлением в Евросоюз Литвы и Польши могут появиться новые дополнительные трудности в торгово-экономической сфере: обложение пошлинами транзита товаров из России в Калининград и обратно; применение нетарифных ограничений, практикуемых ЕС, антидемпинговых процедур и других мер, связанных с переходом новых членов Евросоюза с национальных стандартов на стандарты ЕС. В частности, подключение стран Балтии, в первую очередь Литвы, к европейской энергосистеме может значительно осложнить энергообеспечение Калининграда, потребности которого за счет внутренних источников удовлетворяются в пределах 20%.
До последнего времени в сфере торговых отношений области наблюдался беспрецедентный дисбаланс между быстро увеличивающимися объемами импорта (до 1,2-1,5 млрд.долларов в год) и стагнацией экспорта (400-480 млн.долларов). Это существенно затормозило развитие реального сектора экономики, резко увеличило дефицит торгового баланса и спровоцировало рост теневого сектора хозяйственной деятельности. После девальвации рубля произошло определенное оздоровление в этой сфере и начался экономический рост, в том числе импортозамещающего производства. Однако, как и во всей России, без глубоких структурных реформ эта тенденция может оказаться неустойчивой.
Геополитический и международный аспекты отражают двойственный характер уникального положения Калининградской области. Являясь одним из субъектов Российской Федерации, область, находясь в окружении суверенных зарубежных государств, одновременно выступает в качестве субъекта международных отношений. Но не обладающего полномочиями по принятию самостоятельных решений.
Наиболее развито приграничное сотрудничество с Литвой и Польшей. Налажены достаточно устойчивые связи и с другими государствами (Германия, Беларусь). Основой сотрудничества в рамках треугольника "Калининградская область - Литва - Польша" является челночная торговля. За счет этого товарообмена, по разным оценкам, поддерживают необходимое жизнеобеспечение более половины калининградцев. В то же время с такого рода приграничной торговлей неизбежно связаны и характерные негативные явления. Так, по мнению экспертов Евросоюза, через Польшу и Калининградскую область создан "европейский коридор" для транзита контрабандных товаров и наркотиков, а также массовой заброски нелегальной рабочей силы. Именно это обстоятельно вызывает известную тревогу в Брюсселе.
В качестве одной из безотлагательных проблем, которую необходимо решать администрации области, является неэффективность работы части управленческого аппарата вследствие слабой профессиональной подготовки, недостаточной технической оснащенности, а также имеющего место противоборства за сферы влияния между различными корпоративными группировками.
В этой связи заслуживает внимания мнение западных специалистов по поводу причин невысокой инвестиционной активности в Калининградской области. В числе таких причин называются: "конфискационный" характер налоговой политики России; подозрения Москвы по поводу возможных проявлений сепаратизма в связи с особым экономическим статусом Калининграда; неспособность местной администрации добиваться от центра выделения достаточных средств на развитие области; неразвитость инфраструктуры; протекционистские действия администрации и ее вмешательство в предпринимательство; бюрократизм и непрозрачность в деятельности чиновников; противоречия между федеральным и региональными законодательными и нормативно-распорядительными актами. По-видимому, не случайно область оказалась на 35-м месте среди субъектов Российской Федерации по такому показателю, как инвестиционная привлекательность.
Серьезная проблема возникла в связи с неудачной попыткой превращения Калининграда в свободную экономическую зону. СЭЗ была учреждена в 1992 году по замыслу как средство компенсации трудного социально-экономического положения области, однако в 1995 году она была ликвидирована. Созданная в 1996 году особая экономическая зона "Янтарь" и предоставленные в связи с этим экономические преференции (хотя и меньшие, чем прежде) также не смогли обеспечить области существенного экономического роста в силу разного рода причин, включая определенную криминализацию этой сферы экономики.
В сложившейся ситуации, когда проблемы области продолжают накапливаться и носят не только внутренний характер, а приводят к очевидным издержкам и в сфере внешних связей, дальнейшее промедление с их решением со стороны местной администрации и федерального центра может только усугубить положение.