АВ 2002г. Выпуск 26 Геополитический и международный аспекты проблем Калининградской области
Политика федерального центра в регионе
Сформулированная Президентом Российской Федерации В.В.Путиным позиция по калининградскому вопросу, стала важным стимулом для определенной активизации Правительства РФ и других органов государственной власти в направлении оказания региону конкретной помощи и поддержки в решении назревших проблем.
В целом же со стороны федерального центра на протяжении длительного времени не проявлялось должного внимания к повседневным нуждам и потребностям населения Калининградской области. Принятая в 1997 году "Федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы", с которой связывались определенные планы выхода области из трудного социально-экономического положения, фактически не реализовывалась (предполагалось инвестировать в область 14 млрд.рублей).
В последние два года внимание федеральных органов государственной власти к проблемам региона стало заметно повышаться. Можно считать, что в настоящее время основные направления федеральной политики в отношении Калининграда уже выработаны. Ключевыми элементами этой стратеги являются соответствующие указания Президента Российской Федерации, решения по Калининградской области Совета безопасности РФ и принятая в декабре 2001 года Правительством РФ Федеральная целевая программа (ФЦП) социально-экономического развития области на период до 2010 года. Общий объем финансирования статей Программы составляет 93 млрд.рублей. Программой предусматривается реализация следующих стратегических для региона целей: самообеспечение электроэнергией (только один объект целевой программы - строительство ТЭЦ-2 потребует вложений в сумме 13 млрд.рублей); строительство новых портов и постоянной паромной переправы Санкт-Петербург-Калининград-Германия; возрождение рыбопромышленной отрасли.
Важным направлением предстоящих структурных преобразований в экономике региона является поддержка экспортоориентированных производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию на европейские рынки. Предусматривается, что ежегодно на цели финансирования ФЦП федеральное правительство будет выделять 800-900 млн.рублей, а местный бюджет должен из года в год увеличивать расходы на реализацию этой программы. Так, если в 2002 году из областного бюджета предстоит израсходовать 257 млн.рублей, то в 2003 году - 324 млн., а в 2005 году - 500 млн.рублей. Это предполагает, что экономика области должна за три года удвоить либо объемы производства, либо объемы сбора платежей в бюджет, что является нереальным. Целевой программой, в частности, предусматривается увеличение валового продукта области в 2,4 раза по сравнению с 2001 годом не в 2005 году, а только в 2010 году.
Реализация этих масштабных задач напрямую зависит не только от конкретных федеральных министерств и ведомств, но и от самой администрации региона, местных исполнительных и законодательных органов государственной власти. Активная роль отводится также и представленным в Государственной Думе и Совета Федерации парламентариям от Калининградской области. Как отметил в одном из своих недавних интервью (журналу "Российская Федерация сегодня") глава администрации области В.Егоров, в настоящее время с федеральным центром установились нормальные конструктивные отношения. Правительство и Федеральное Собрание Российской Федерации с пониманием относятся к проблемам области. Совместными усилиями разработана стратегия ее развития на ближайшее десятилетие, проведено специальное заседание Правительства по проблемам региона. Многие российские министры на месте ознакомились с положением дел в области, обсудили с администрацией первоочередные дела и перспективы. Главным итогом всех этих мероприятий явилось понимание того, что область уникальна и поэтому особенна, необходимы особые критерии подходов к определению ее будущего.
К этой оценке политики федерального центра в регионе можно было бы добавить, что одной из важнейших целей Федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на период до 2010 года является повышение уровня благосостояния населения с таким расчетом, чтобы он стал сопоставимым с уровнем развития сопредельных государств (в частности, Литвы и Польши, вступающих в Евросоюз).
Последним конкретным проявлением повышенного внимания со стороны федерального центра к складывающейся ситуации вокруг Калининграда стало назначение Президентом Российской Федерации В.В.Путиным (Указ от 13 июля 2002 г. 742) председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Д.О.Рогозина специальным представителем Президента Российской Федерации по проблемам Калининградской области, связанным с расширением Европейского союза.