Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 26 Геополитический и международный аспекты проблем Калининградской области


Вопросы национальной безопасности России в условиях расширения Евросоюза

     В результате дальнейшего расширения Североатлантического альянса и Евросоюза на Восток государства, входящие в эти структуры, и кандидаты на вступление в них, впервые за послевоенный период выходят к западным границам России, замыкая тем самым в кольцо Калининградскую область - российский анклав внутри Евросоюза. На данный момент протяженность границы между Европейским Союзом (Финляндия) и Россией составляет 1300 км, а после вступления в ЕС Польши и республик Балтии увеличится до 2000 км.
    Последствия, которые могут иметь место в результате новой геополитической ситуации, в долгосрочном плане представляются неоднозначными. При этом, если с Литвой пока удается сохранять нормальные безвизовые отношения, то Латвия и Эстония намерены полностью прекратить безвизовые посещения  своих приграничных  населенных пунктов, включая поездки к могилам родственников. В этом Рига, Таллин и Брюссель усматривают угрозу национальной и европейской безопасности. Усложнился и характер переговоров как с представителями Литвы и Польши, так и с представителями Комиссии Евросоюза. Возникают трудности с получением информации о содержании переговоров соседних стран с ЕС по калиниградской проблематике. Из-за отсутствия такой информации российская сторона сталкивается с неожиданными неприятностями. Так, в результате недружественных закулисных действий Польши было отменено прямое пассажирское сообщение с Европой по маршруту Калининград - Берлин.
    С учетом указанных тревожных тенденций руководство России усилило внимание к складывающейся ситуации вокруг Калининградской области и с принципиальных позиций отстаивает интересы национальной безопасности страны.
    В общем комплексе принимаемых мер важное значение имело проведение в июле 2001 года специального заседания Совета безопасности Российской Федерации, посвященного рассмотрению проблем Калининградской области. Работой заседания руководил Президент Российской Федерации В.В.Путин. Впервые данный вопрос рассматривался на таком высоком политическом уровне. И хотя ранее, в конце 90-х годов, Правительство России и Государственная Дума Федерального Собрания неоднократно принимали соответствующие решения и постановления по проблемам Калининграда, реальных сдвигов в этом направлении не происходило.
     Участниками заседания Совета безопасности РФ была признана необходимость ускоренного экономического развития региона и его адаптации к условиям существования внутри ЕС. Было отмечено, что принимавшиеся ранее решения не выполнялись в значительной мере из-за сложного экономического положения области. Также было решено усилить координацию деятельности региональных структур федеральных органов, а также контроль за расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета.
    Оборонная составляющая Калининграда на протяжении десятилетий, особенно в период "холодной войны", имела особое значение для страны. Здесь были сосредоточены крупные военно-морские, военно-воздушные и сухопутные вооруженные силы. После прекращения блокового противостояния  в Европе произошли радикальные изменения, связанные с тем, что Россия в одностороннем порядке осуществила значительную реорганизацию и сокращение вооруженных сил в Калининградской области. Так, общая численность военного контингента в этом районе с 200 тыс.человек сократилась до 25 тыс. (до конца 2003 года планируется сократить эту численность еще на 8600 человек). Кроме того, подверглось сокращению количество крупных надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов и вертолетов, танков и боевых машин пехоты, артиллерии. Эти радикальные односторонние меры  были осуществлены, несмотря на то, что Калининград не затрагивался фланговыми ограничениями по Договору об обычных вооруженных силах в Европе.
    Стратегическое значение региона для обеспечения интересов национальной безопасности России и европейской безопасности в целом будет сохраняться и в дальнейшем. При этом необходимо учитывать, что принципиальная позиция России по вопросу расширения НАТО на Восток не изменилась. Все зависит от того или иного конкретного сценария развития ситуации вокруг Калининграда. Однако что касается данного момента, то периодически озвучиваемые на Западе подозрения относительно "излишней милитаризации" области не имеют под собой никаких оснований.
    Чаще возникает другой вопрос: грозит ли России новая геополитическая ситуация возможной потерей Калининградской области? Этот вопрос связан с реальными опасениями и потенциальными угрозами, которые возникают объективно и требуют от России жесткого и прагматичного подхода при отстаивании своих национальных интересов. По сообщениям печати, некоторые западные эксперты по вопросам оборонных исследований не исключают возникновения кризисной ситуации вокруг Калининграда. По их прогнозам, оказавшись в окружении стран Евросоюза и будучи экономически переориентированным на их рынки и стандарты, анклав, возможно, захочет отделиться от России.
    С учетом подобных прогнозов, выдаваемых в качестве желаемых перспектив для Евросоюза и НАТО, важнейшим из приоритетов для Российской Федерации должна стать повседневная и целенаправленная работа на политическом и социально-экономическом направлениях по формированию у калининградцев, прежде всего у молодого поколения, патриотических чувств к своей родине, стремления достойно представлять ее в отношениях с другими странами и приносить ей посильную пользу в работе и учебе. Это не надуманная проблема. От того, чем завершится борьба за умы людей и какая забота со стороны федерального центра будет о них проявляться, в полной мере зависит главный вопрос - надежность защиты интересов национальной безопасности России, сохранения ее территориальной целостности. Если социально-экономические параметры Калининградской области не будут приближаться к уровню соседних государств Евросоюза, а все более отставать от них, то это может оказать самое неблагоприятное социально-психологическое воздействие на население региона.
    Серьезная "мина замедленного действия" заложена и в одном из предложений, выдвинутом делегацией Евросоюза на переговорах с российской стороной по проблемам Калининградской области: рассмотреть вопрос о возможном отдельном членстве в Евросоюзе Калининградской области. Во-первых, будучи принятыми в Евросоюз на основе соблюдения всех его уставных и правовых положений, нормативных требований, граждане области в скором времени перестанут считать себя россиянами и будут подчиняться правилам ЕС. Во-вторых, российская метрополия, не являясь членом Евросоюза, фактически может потерять реальные рычаги воздействия на собственный субъект Федерации, что в конечном счете приведет к его потере для России. Следует отметить, что по сравнению с началом 90-х годов в настоящее время подавляющее большинство населения воспринимает Калининградскую область как неотъемлемую часть России. При этом около половины населения считает, что области должно быть предоставлено больше экономических прав в рамках особого статуса.
    Определенную тревогу вызывает то, что из-за высоких тарифов на железнодорожные и авиабилеты только 20% граждан области моложе 25 лет посетили хотя бы один раз другие регионы России. В то же время 80% из них уже побывали в различных зарубежных странах. Это серьезный симптом, свидетельствующий о том, что молодые калининградцы воспитываются в отрыве от своих исконных национальных корней. Никакие самые современные коммуникационные средства не смогут заменить человеку его непосредственных связей со своей родиной. Однако в настоящее время жители Калининграда платят почти в два раза  дороже за билет до Москвы по сравнению с его стоимостью на территории России.
    Остро ощущается потребность в осуществлении "культурных десантов" из Москвы и других городов страны, хотя это связано с пересечением границ и преодолением существующих бюрократических барьеров. В любом случае Министерство культуры и Министерство печати России должны как можно оперативнее среагировать на сложившуюся ситуацию.
    Социологические опросы населения области показывают, что по сравнению с 1996 годом в среднем на 7% возросло количество желающих развивать экономические отношения с Польшей, Германией, Литвой и Белоруссией. При этом важно отметить, что свыше 80% калининградцев высказываются за проведение в стране реформ и лишь немногим более 10% хотели бы вернуться к советскому образу жизни.
    В последнее время обращают на себя внимание появляющиеся сообщения средств массовой информации о так называемой "тихой немецкой аннексии" калининградских земель. В области, отделенной от России государствами Балтии, к настоящему времени, по некоторым данным, уже более 40% земель в той или иной форме контролируются различными немецкими компаниями или "благотворительными фондами", за скромными названиями которых стоят солидные государственные организации объединенной Германии. Активно внедряются в экономику области и литовцы, считающие себя прямыми потомками пруссов, проживавших на этих землях еще до прихода Тевтонского ордена.
    Прогнозируется, что при таком развитии событий в дальнейшем не исключен вариант с проявлением инициативы какой-либо "группы граждан" по проведению референдума, противоречащего национальным интересам России. Или может быть спровоцирован конфликт, требующий незамедлительного вмешательства миротворцев. Очевидно, что любая попытка пересмотра внутриевропейских границ дестабилизирует политическую обстановку не только в данном регионе и может привести к международному военному конфликту.
    Параллельно спецслужбы стран НАТО на протяжении длительного времени ведут в регионе серьезную целенаправленную работу. В начале июня 2002 года было опубликовано сообщение о том, что Управление ФСБ по Калининградской области ознакомило общественность с фактами, свидетельствующими о том, что на территории региона спецслужбы стран НАТО ведут разведывательные операции по сбору военной, экономической, промышленной информации, используя в этих целях соседнюю Литву. По коммерческой и инвестиционной активности литовские бизнесмены находятся на третьем месте после германских и польских.
    Все вышеуказанные проблемы, связанные с положением Калининградской области в условиях расширения Евросоюза, заслуживают самого серьезного внимания со стороны соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации.