АВ 2002г. Выпуск 26 Геополитический и международный аспекты проблем Калининградской области
Россия - ЕС: поиск взаимоприемлемых решений
Вхождение в Евросоюз Польши в 2003 году и Литвы в 2005 году побудило Россию и ЕС вплотную заняться поиском взаимоприемлемого решения проблемы передвижения людей, товаров и грузов (включая военные) из Калининградской области в Россию и из России в Калининградскую область. При этом рассмотрение проблемы свободного передвижения российских граждан было поднято с экспертно-технического на высокий политический уровень. К этим проблемам непосредственно подключились Президент Российской Федерации В.В.Путин и председатель Европейской комиссии Р.Проди. Значительно активизировал переговорный процесс специальный представитель Президента РФ по проблемам Калининградской области, связанным с расширением Европейского союза, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Д.О.Рогозин.
Необходимо особо отметить, что жесткая и принципиальная позиция России, неоднократные инициативы политического и интеграционного характера, личные контакты с руководителями Евросоюза и прибалтийских государств, направленные в их адрес соответствующие меморандумы Президента РФ вынуждают консервативную европейскую бюрократическую машину поворачиваться лицом к России и приступать к конструктивному рассмотрению российских предложений, направленных на обеспечение безвизового передвижения граждан из Калининградской области в Россию и обратно и российских граждан в Калининград и обратно.
Как известно, Евросоюз и отдельные страны, в него входящие (прежде всего северные), занимаются проблемой Калининграда не только в рамках нынешних переговоров уже на протяжении свыше десяти лет. За этот период в различные сферы жизнедеятельности региона было инвестировано (в долларах США): Данией - более 10 млн. (около 50 различных проектов), Швецией - 4 млн., Германией - 1 млн.
С начала прошлого года, когда председательское место в ЕС перешло к Швеции, Европейская комиссия определила свою стратегию на калининградском направлении в соответствующих документах: "Евросоюз и Калининградская область" и "О влиянии расширения Евросоюза на Калининград". Содержится перечень конкретных инвестиционных программ, наиболее крупной и затратной среди которых является реконструкция местной системы водоснабжения, находящейся в крайне запущенном, неудовлетворительном состоянии. На реализацию только этой программы Европейским банком реконструкции и развития, а также Швецией и Данией выделено 57 млн. долларов. В связи с предстоящим вступлением Литвы в ЕС Калининградская область окажется отрезанной от прямого энергоснабжения из России, так как Литва подключится к энергосистеме Центральной Европы через Польшу. В этой связи Евросоюз выразил готовность подключить регион к центрально-европейской сети. Кроме того. Калининграду предложен ряд новых программ помощи местному здравоохранению, в частности в борьбе с наиболее распространенным здесь заболеванием - туберкулезом.
Таковы реальные формы участия Евросоюза в социально-экономической сфере региона. Но одновременно это и ощутимые рычаги воздействия на общую ситуацию в Калининградской области. На этом фоне ход реализации федеральных целевых программ, а также инвестиционная активность российских компаний и предпринимателей пока не дают оснований для оптимистических выводов.
В начале сентября 2002 г. Москве был завершен очередной раунд переговоров в формате Россия - ЕС по проблемам жизнеобеспечения Калининградской области в условиях расширения Евросоюза. Российская сторона акцентировала внимание представителей ЕС на значительный конструктивный потенциал предложений Президента РФ В.В.Путина по вопросам достижения в перспективе договоренности о взаимном безвизовом режиме поездок граждан РФ и Евросоюза, сохранении на переходный период беспрепятственного режима транзита российских граждан и грузов в Калининград и обратно. Со стороны ЕС была выражена заинтересованность во внимательном и конструктивном изучении предложений Президента РФ, а также готовность проявлять гибкость и волю к нахождению компромиссов при решении ключевых проблем Калининградской области.
В то же время, как показал ответ председателя Еврокомиссии Р.Проди на последние инициативы Президента России, оптимальной взаимоприемлемой основы для практического решения проблем региона пока не найдено. Озвученные в Брюсселе варианты решения поставленных перед Евросоюзом вопросов можно оценивать лишь как отправную точку для последующих совместных поисков и усилий.
Предлагаемый вариант обеспечения передвижения российских граждан из Калининграда в Россию и обратно по-прежнему увязывается с визовым характером оформления поездок: составление списков "часто нуждающихся в поездках" калининградцев и выдача им "упрощенного транзитного документа", предъявляемого вместе с общегражданским паспортом; оформление транзитных виз для тех, кто посещает Калининград из России, с предоставлением права Литве на отказ в выдаче таких виз "нежелательным" гражданам. Таким образом, в качестве вполне реальной может стать ситуация, при которой некий коррумпированный литовский чиновник будет определять кто из российских граждан "достоен" или "не достоен" транзита через Литву для посещения одной из областей своей страны.
Одновременно российской стороне предложено оценить возможность использования высокоскоростных поездов для безвизового перемещения между анклавом и Россией, имея в виду необходимость модернизации железной дороги, проходящей через Литву. А это связано с выделением крупных инвестиций. Следовательно, при внимательном рассмотрении последних предложений Евросоюза вопросов возникает больше, чем дано ответов.
Определенные надежды на позитивные подвижки в переговорном процессе связываются с предстоящей в ноябре с.г. сессией Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в рамках которой будут рассматриваться проблемы Калининградской области в связи с расширением Евросоюза.