Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 26 Геополитический и международный аспекты проблем Калининградской области


Выводы и рекомендации

     С учетом принципиально новой геополитической конфигурации и международной ситуации для Российской Федерации и ее самого западного региона - Калининградской области - вопрос о политическом и экономическом будущем российского анклава приобретает особую остроту и актуальность. До недавнего времени ни в центре, ни в регионе не было ясности в вопросе о том, по какому пути должно пойти развитие этой территории. Будет ли она сориентирована на Москву (в известной мере изоляционистский вариант) или открыта для Европы (проевропейский интеграционный  вариант). В данный момент ни у кого не вызывает сомнения, что истина лежит посередине: являясь неотъемлемой частью территории России, Калининград будет одновременно открыт и для разностороннего сотрудничества с Европой. В этом смысле область может стать связующим мостом между Россией и ЕС, превращаясь в мощный узел коммуникационных и транспортных услуг Балтийского региона в целом.
    В этих  целях необходимо: спрогнозировать все возможные последствия геополитических изменений в регионе; выработать целенаправленную и долгосрочную стратегию; найти согласованные решения с Евросоюзом и ближайшими соседями Калининградском области. Задача состоит в том, чтобы с максимальной выгодой использовать происходящие здесь перемены.
    Впервые идея постепенной интеграции анклава в региональные европейские структуры развития была выдвинута руководством России в конце 1999 года, когда Председатель Правительства РФ В.В.Путин передал руководству Евросоюза Стратегию России для ЕС. Имелось в виду превратить Калининградскую область в "регион сотрудничества" России и ЕС. Позднее данный проект стал именоваться "пилотным", а область - "пилотным российским регионом в рамках сотрудничества с ЕС в XXI веке". Это означает, что на территории региона будут апробироваться новые формы, технологии и правила, более прогрессивные по сравнению с прежними и в случае успеха они могут быть применены на других территориях страны.
    Представляется, что России и Евросоюзу целесообразно заключить специальное долгосрочное соглашение по Калининграду, либо как минимум разработать План совместных действий на период до 2010 года, с тем чтобы усилить международно-правовую составляющую сотрудничества России с ЕС. Необходимо предусмотреть четко зафиксированные взаимные обязательства сторон по отношению к Калининградской области. Безусловно, позитивным итогом проделанной совместной работы является то, что западный российский анклав уже включен в конструктивном аспекте в международный проект развития и сотрудничества государств Балтийского региона "Северное измерение".
    Таким образом, было бы в принципе неверно сводить проблемы Калининграда и взаимоотношений между Россией и Евросоюзом лишь к сугубо техническим вопросам транзита российских граждан через территорию Литвы. Именно поэтому наряду с твердым отстаиванием интересов России в вопросах безвизового транзита наших граждан спецпредставитель Президента РФ по проблемам Калининградской области Д.О.Рогозин на встречах с лидерами Литвы, Польши, а также и других государств, входящих в ЕС, неизменно подчеркивает важность сохранения всех традиционных форм приграничного сотрудничества между калининградцами и их соседями.
    Следует учитывать, что в резерве переговорного процесса с российской стороны имеются как экономические, так и геополитические рычаги воздействия на партнеров по переговорам в случае их неконструктивного подхода к решению проблем Калининграда. В частности, весьма серьезным аргументом может стать международно-правовая неурегулированность статуса пограничных территорий Литвы с Белоруссией и Польшей. Наличие этой проблемы может стать существенным препятствием при вступлении Литвы как в Евросоюз, так и в НАТО. Другим важным аргументом российской стороны может стать тот факт, что в рамках приграничных связей (в основном челночной торговли) из Литвы и Польши в Калининградскую область приезжает граждан вчетверо больше, чем из российского анклава в эти страны. Кто же в данном случае больше заинтересован в сохранении более либерального режима передвижения людей, товаров и услуг?
    В любом случае, в целях обеспечения законных прав российских граждан на свободное передвижение в рамках своего государства, при решении технических вопросов транзита через  территорию Литвы характер оформления соответствующих процедур должен быть для российской стороны уведомительным, а не разрешительным.
    В целях скорейшего достижения на переговорах взаимных компромиссных решений, повышения эффективности имеющегося в регионе экономического потенциала и наиболее полного использования уникальных особенностей области в геополитическом и международном аспектах было бы целесообразным рекомендовать реализацию следующих неотложных мер:
     активизировать на всех уровнях роль и участие парламентариев, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатских групп по связям с парламентами зарубежных стран для практического решения наиболее острых проблем жизнеобеспечения Калининградской области. Шире использовать в этих целях международные и межпарламентские организации, в частности парламентские ассамблеи Совета Европы, ОБСЕ и НАТО. Главный смысл этих усилий должен состоять в том, чтобы проблемы региона не привели к обострению отношений между Россией и Западом. Также представляется целесообразным урегулировать многие назревшие проблемы области в рамках принятия соответствующих федеральных законов;
    в социально-экономической сфере в качестве приоритетных направлений развития области в предстоящий период рекомендуются следующие:
    последовательная реализация Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года, обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования основных статей программы;
    повышение эффективности использования уникальных особенностей анклава, его природных ресурсов, имеющейся отраслевой производственной инфраструктуры, возможностей единственного на Балтике незамерзающего морского порта;
    оздоровление финансового сектора экономики, скорейшее решение проблемы вывода из тени значительных объемов финансового капитала и производственных ресурсов в интересах создания в области благоприятного инвестиционного климата;
    дальнейшее расширение возможностей и повышение эффективности хозяйственных взаимосвязей Калининградской области с соседними государствами Балтийского региона (Литвой, Польшей и другими государствами-партнерами); кардинальное упорядочение функционирования особой экономической зоны и предоставляемых области экономических льгот;
    постепенная переориентация экономического потенциала области на развитие экспортоориентированных производств с целью выпуска конкурентоспособной продукции на основе европейских стандартов качества и последующего закрепления на рынках европейских государств (прежде всего прибалтийских). Продукция Калининграда должна стать достойной визитной карточкой России для Европы;
     активное и разностороннее участие Калининградской области в международном пилотном проекте "Северное измерение" (для государств Балтийского региона), одобренное Президентом РФ В.В.Путиным и направленное на превращение области в связующий мост между Россией и Европой, в пилотный российский регион в рамках сотрудничества России и Евросоюза в XXI веке.