Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 26 Геополитический и международный аспекты проблем Калининградской области


ПРИЛОЖЕНИЕ

К ВОПРОСУ О "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДОЛГАХ" ЛИТВЫ РОССИИ
КАК ПРАВОПРЕЕМНИЦЕ СССР

          В журнале "Российская Федерация сегодня"  ( 14, 2002 г., с.63-64) опубликована статья А.Плотникова "Евроблокада Калининграда", в которой освещены проблемы, связанные с обеспечением бесперебойного, свободного и безопасного перемещения людей и грузов между Калининградской областью и остальной территорией России. Некоторые выводы и предложения автора приводятся ниже.
     Предстоящее вступление Литвы в Евросоюз дало литовским политикам повод говорить о невозможности заключения с Россией транзитного соглашения. Они ссылаются на то, что это уже прерогатива не Литвы, а Брюсселя, в чем последний ее активно поддерживает. Таким образом, получается замкнутый круг - дать свое разрешение Литва якобы не может, а ЕЭС, естественно, не хочет, поскольку не может менять своих "незыблемых" законов и правил. Тут надо сразу сказать, что Литва и подыгрывающий ей Евросюз лукавят и ведут некорректную игру: вопрос о транзите через территорию Литвы до ее вступления в ЕЭС является предметом литовского суверенитета, и ничьего больше.
     В этой связи вопрос должен быть поставлен принципиально иначе: проблема "калининградского транзита" - это не проблема России, а проблема Литвы, и именно Литва должна ее решать без ссылок на организацию, в которую она только собирается вступать. Если же литовское правительство будет и дальше уходить от решения вопроса, надеясь выиграть время, Россия имеет полное право предпринять адекватные меры по защите своих национальных интересов. Это предусмотрено действующим международным правом, в том числе Уставом ООН.
    Да, это означает, что придется с кем-то ссориться и получить как минимум очередную порцию демагогических обвинений "в тоталитарных (имперских) пережитках" и "нецивилизованности", хотя очень многие и в Европе, и в мире будут только приветствовать (пусть и не открыто) такую твердость России.
    В этой связи, не говоря о мерах экономического воздействия, уместно напомнить о многочисленных "территориальных долгах" Литвы нашей стране, возникших в связи с распадом СССР. Ведь примерно треть нынешней территории Литвы получена от Советского Союза, благодаря Советскому Союзу и в результате присоединения к нему (см. прилагаемую карту).
    О чем конкретно речь?
    1. Прежде всего о Клайпеде и  Клайпедской области (крае) - части бывшей Восточной Пруссии, которая вместе с районом Кенигсберга была в 1945 году передана СССР. Таким образом, и Калининградская область РФ, и нынешний Клайпедский район Литвы составляют одно правовое целое - территорию, переданную Советскому Союзу после окончания Второй мировой войны из состава бывшей Восточной Пруссии.
     Административно переданная в 1950 году в состав субъекта Советской Федерации - Литовской ССР Клайпедская область юридически сохранила статус союзного подчинения. Никаких официальных документов, юридически передававших ее в состав ЛССР, оформлено не было, что подчеркивает чисто административный характер ее переподчинения Литовской ССР.
    Таким образом, в настоящее время Российская Федерация как правопреемник Советского Союза имеет все юридические основания считать Клайпедскую область частью своей территории, временно находящейся под управлением Литвы.
    2. О Виленской (Вильнюсской) области, переданной Советским Союзом Литве в соответствии с Договором от 10 октября 1939 года из состава польских территорий, отошедших к Советскому Союзу в 1939 году. При этом передача Вильны была обусловлена согласием Литвы на размещение на ее территории советского 20-тысячного воинского контингента.
    Непосредственно с виленским связан вопрос о переданных Литве 3 августа 1940 года при ее вхождении в состав СССР из состава Белоруссии районах компактного проживания литовского населения (Свенчанский район, части Видзовского, Годутишковского, Островецкого, Вороновского и Радунского районов), на территории которых, в частности, расположен курорт Друскининкай. В настоящее время эти территории полностью слились с Вильнюсской областью, хотя имеют совершенно особый правовой статус.
    В связи с вопросом о Виленской области весьма актуальной может стать инициатива депутата Государственной Думы В.Алксниса, подготовившего проект парламентского заявления об аннуляции всех секретных протоколов к советско-германскому Договору от 23 августа 1939 года (Пакту Молотова - Риббентропа) и о признании недействительным самого Договора в части передачи Литве Виленской области.
    Несмотря на всю нестандартность проекта заявления, его цель вполне логична - сделать участниками процесса не только Россию, но и другие "отсиживающиеся" сейчас государства, в частности Польшу, из состава которой была, напомним, передана Виленщина. Есть основания предполагать, что ревностный ныне член НАТО отнюдь не проголосует за передачу Литве своего бывшего воеводства.
    3. О находящемся ныне в составе Литвы так называемом "юго-западном литовском анклаве" - нынешний Вылковысский (Вилкавишкисский) район, который должен был отойти к Германии и за сохранение которого в составе Литовской ССР Советский Союз заплатил Германии в 1941 году 7,5 млн. долларов золотом.
    Поскольку нынешние литовские власти приняли ряд официальных актов о непризнании советско-германских договоров 1939 года и Договора о вхождении Литвы в состав СССР в 1940 году, что юридически означает возврат современной Литвы к территории Литовской Республики 1939 года, все перечисленные вопросы приобретают свою правовую актуальность и подлежат как минимум обсуждению и урегулированию на государственном уровне.
    В сложившейся ситуации наиболее естественными и эффективными действиями России в сфере политики представляются следующие:
    1. Отказ от российско-литовского Договора о границе 1997 года - как не отвечающего в нынешних условиях национальным интересам России - с целью его пересмотра в соответствии с современными реалиями или выработки нового договора. Учитывая, что Договор 1997 года российским парламентом не ратифицирован, то есть в соответствии с действующим законодательством (Закон РФ о международных договорах) и международным правом в силу не вступил, юридическая процедура выхода из него не представляет особой сложности, нужна лишь политическая воля.
    2. Ясная, четкая и недвусмысленная постановка перед Литвой вопроса о безусловном заключении российско-литовского Соглашения (поскольку, повторяем, это вопрос суверенитета Литвы, а не Брюсселя) о свободном (безвозмездном) и бессрочном грузовом (включая военные перевозки) и пассажирском российском транзите через литовскую территорию в Калининградскую область аналогично тому, как был решен вопрос о немецком транзите через так называемый "польский коридор" в 1920-1930-х годах.
    И пусть господа из Брюсселя сами решают, как им в данной ситуации быть с Литвой и со своими "неизменяемыми" правилами - принимать ее в Евросоюз или не принимать.
    Рано или поздно Россия будет вынуждена вернуться - как к необходимой и единственно возможной - к твердой и жесткой позиции в отстаивании своих интересов. Чем скорее российская исполнительная власть это, наконец, осознает (тем более что некоторые признаки такого поворота уже обозначились), тем будет лучше и для России, и для всего остального мира.