Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 6 Южные Курилы: проблемы экономики, политики, безопасности

ВВЕДЕНИЕ

     Проблема правового статуса Курильских островов дискутируется уже на протяжении трех столетий как в России, так и в Японии в интересах восстановления исторической справедливости.
     Основная масса российских граждан - рядовых избирателей, не вдаваясь в запутанные проблемы прошлых веков, считает фактом исторической справедливости то, что по окончании Второй мировой войны Советский Союз по праву победителя на совершенно законных основаниях получил некоторые территории на Дальнем Востоке.
    Позиция японской стороны сводится к тому, что в 1945 году острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и гряда Хабомаи были захвачены Советским Союзом "вероломно", а по международному договору, заключенному в 1945 году в г.Сан-Франциско, Япония отказалась только от Сахалина и Курильских островов, а не от "северных территорий" (Южные Курилы). Слабость этого аргумента очевидна: во-первых, ни в одном из международно-правовых документов не зафиксировано положение о том, что южнокурильские острова (так называемые "северные территории") не входят в состав Курильских островов; и во-вторых, ссылка японцев на Сан-Францисский договор некорректна, поскольку СССР его не подписал (из-за отказа западных стран закрепить в этом документе признание суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами).
    Прочность позиции России по вопросу о Южных Курилах состоит прежде всего в том, что де-факто эти острова принадлежат именно России, в то время как у Японии отсутствуют неопровержимые факты и юридические обоснования по поводу ее претензий на указанную группу островов. Характерно также и то, что реальный вклад России в освоение Дальневосточного региона (включая и район Курильских островов) старательно замалчивается Японией и США, что является лишним свидетельством уязвимости позиции оппонентов России. Наконец, общепризнанным фактом является то, что вся система послевоенного мироустройства, международной безопасности и стабильности базируется на важнейшем фундаментальном принципе - нерушимости послевоенных границ.
    Следует отметить, что в течение последнего десятилетия, в условиях внутриполитической нестабильности основное внимание российского руководства было сосредоточено на проблемах передела политической власти и сфер влияния внутри страны, а вопросы рутинной социально-экономической политики (в частности, на Дальнем Востоке) и внешний аспект проблемы Южных Курил были отодвинуты на задний план. Это и предопределило существенный недостаток стратегического характера - отсутствие продуманной и внятной внешней политики России на Дальнем Востоке. Между тем, в политических кругах Японии никаких "сбоев" по вопросу возвращения "северных территорий" за все эти годы не происходило, а тема Курильских островов целенаправленно и постоянно навязывалась обществу средствами массовой информации  в популистской и спекулятивной форме, с выдвижением к России конкретных условий и требований политического характера.
     В настоящее время Россия предпринимает определенные политические и дипломатические усилия, с тем чтобы наверстать упущенное и продолжать диалог с японской стороной по более широкому кругу вопросов двустороннего политического и внешнеэкономического сотрудничества, не ограничиваясь только проблемами "спорных территорий".
    Настоящая тема проводимых в Государственной Думе парламентских слушаний имеет и собственно парламентское измерение. Так, в июле 1992 года состоялись парламентские слушания по вопросу "о передаче части островов Южных Курил" (в связи с подготовкой визита Б.Н.Ельцина в Японию). В ходе слушаний была выявлена и отмечена, с одной стороны, однобокость позиции российского МИДа, по существу готового в соответствии с советско-японской Декларацией от 1956 года передать часть островов японской стороне. С другой стороны, была представлена развернутая аргументация Генерального штаба РФ, выступившего категорически против передачи японцам части Южных Курил, так как эти действия могут нанести прямой и непоправимый ущерб обороноспособности и безопасности государства.
     В ноябре 1997 года были проведены парламентские слушания "О государственной стратегии социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области". На слушаниях были рассмотрены, в частности, вопросы реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года. Было отмечено существенное отставание в реализации проектов и мероприятий Программы, прежде всего из-за недофинансирования.
    В сентябре 2001 года на высоком профессиональном и организационном уровне прошли парламентские слушания "Советско-японская Декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации" (г.Южно-Сахалинск). Широкий состав участников слушаний позволил предметно и содержательно обсудить все наиболее важные аспекты данной проблемы. Принципиальная позиция участников слушаний, уровень их организации получили высокую оценку со стороны Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам (в выступлении заместителя председателя Комитета Государственной Думы, председателя Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по геополитике А.А.Шабанова).
     Проведение очередных парламентских слушаний в Государственной Думе по теме "Южные Курилы: проблемы экономики, политики, безопасности" и принятие участниками слушаний соответствующих рекомендаций, безусловно, будут способствовать дальнейшей консолидации общественного мнения по этому актуальному вопросу, проведению Россией более продуманной и взвешенной политики по линии российско-японских отношений.