АВ 2002г. Выпуск 6 Южные Курилы: проблемы экономики, политики, безопасности
ПОЛОЖЕНИЕ СУБРЕГИОНА
Главная особенность геополитического положения Курильских островов состоит в том, что они являются естественным дальневосточным пограничным рубежом России, благодаря которому обеспечиваются выход в северо-западную часть Тихого океана и российское военно-стратегическое присутствие в данном регионе. Уже одно это обстоятельство обусловливает необходимость особого и постоянного внимания к островам со стороны государственных органов власти и оказания всемерного, прежде всего финансового, содействия в их развитии. Кроме того, одной из существующих геополитических проблем как для Курильского субрегиона, так и в целом для России как государства, является неурегулированность статуса островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи (далее - Южные Курилы), принадлежность которых России оспаривается японской стороной.
Особенности современного экономического развития Курильских островов во многом обусловлены их географическим положением. Острова расположены на морских путях, связывающих Россию с западным побережьем США и Канады, а также Приморский край с Камчаткой. Здесь органично сочетаются огромные сырьевые богатства (значительные запасы нефти, магния, рения, титана, серы) и красота почти нетронутой природы. Курилы и прилегающие к ним морские акватории представляют собой один из уникальных по биологической продуктивности районов Мирового океана. Они являются местами нереста, обитания и миграции особо ценных промысловых рыб и живых объектов континентального шельфа.
Общие запасы рыбы и морепродуктов в акватории Курильских островов обеспечивают ежегодный вылов до 1,2 млн. тонн (из них 80% вылова приходится на акваторию Южных Курил), что составляет примерно 25% годового улова страны и по ценам мирового рынка превышает 1,5 млрд. долларов. Ежегодно прибыль от реализации морепродукции составляет не менее 300 млн. долларов. Расчеты показывают, что добыча рыбы в районе Курил (в том числе за счет искусственного разведения лососевых и некоторых других пород рыб) может быть увеличена более чем втрое; стоимость продукции морского промысла может составить, таким образом, около 5 млрд. долларов. При этом появится реальная возможность вовлечь в процесс активного освоения ресурсов региона предприятия, расположенные непосредственно на Курильских островах, чья доля в суммарном улове сегодня составляет менее 10%.
Если же учесть не только территорию, но и континентальный шельф, а также 200-мильную экономическую зону, то это составит 196 тыс. кв.км богатейшей природной зоны. Огромную ценность представляют лесные ресурсы Южных Курил; наиболее пригодны для строевой древесины леса острова Кунашир. Курильский заповедник имеет природные зоны обитания ценных пушных зверей (норки, соболя), места гнездования уникальных птиц.
Одной из главных достопримечательностей этой уникальной природной зоны является Курильский заповедник, охватывающий общую площадь свыше 65 тысяч га и площадь охранных зон (без морской акватории - около 41,5 тысяч га). Заповедник распложен в Южно-Курильском районе Сахалинской области на острове Кунашир и прилегающих островах Малой Курильской гряды.
Если представить, что все эти природные ресурсы перейдут к Японии, то суммарная величина потерь для России, по самым приблизительным оценкам, составит порядка 2,5 трлн. долларов. Поэтому у подавляющего большинства россиян возникает естественный вопрос: настолько ли богата наша страна, чтобы "идя навстречу пожеланиям" соседа пожертвовать этой бесценной дальневосточной жемчужиной. К тому же здесь проходит важнейший стратегический рубеж национальной безопасности России. А эта сфера жизненных интересов государства не должна становиться предметом торга.
В то же время на фоне изобилия уникальных по своему разнообразию природных ресурсов обращает на себя внимание низкий уровень социально-экономического развития субрегиона. На протяжении длительного времени район Курильских островов входит в число слаборазвитых. Для него характерны не только общие для России кризисные явления, но и некоторые специфические факторы, обусловленные значительной удаленностью от материковой части России и неурегулированностью "территориальной проблемы".
Известно, что на протяжении последних десяти лет японцы, ссылаясь на "предстоящую передачу" Россией южнокурильских островов, активно ведут рыбный промысел в российской экономической зоне как дозволенными, так и недозволенными (по существу хищническими) способами. Согласно выкупаемой ими в рамках соглашения квоте объемы ежегодной добычи составляют 95 тыс.тонн рыбы и морепродуктов, а также по отдельной квоте - 11 тыс. тонн лососевых. Однако это только по официальным данным. А фактически, как показали совместные рейды природозащитной организации "Гринпис" и российской природоохранной службы, имеют место многочисленные грубые нарушения природоохранного законодательства РФ японскими сейнерами (добыча лосося за пределами разрешенной акватории, отсутствие на судах опознавательных знаков и др.).
Кроме того, японцами применяются запрещенные во всем мире (за исключением только Японии и, кстати, России) дрифтерные сети, губительные для морских птиц и млекопитающих. Из этих сетей выстраиваются многокилометровые "стены смерти", жертвами которых ежегодно становятся десятки тысяч животных и птиц, в том числе редких видов. Однако, по свидетельству защитников живой природы, местные российские пограничники вместо строгого контроля за действиями японских рыбаков установили с ними неформальные отношения и по сути устраняются от выполнения своих прямых обязанностей. В результате уникальной островной фауне ежегодно наносится ущерб на сотни миллионов долларов.