Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 6 Южные Курилы: проблемы экономики, политики, безопасности


2. О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ ЮЖНЫХ КУРИЛ.
НОВАЯ РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА

     В целях поэтапного выхода Курильских островов из затяжного социально-экономического кризиса и обеспечения геополитических и геоэкономических интересов России в этом регионе Указом Президента РФ от 8.12.92 г. 1549 была одобрена и Постановлением Правительства РФ от 17.12.93 г. 1297 утверждена Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года. Государственными заказчиками по ее реализации были определены администрация области и Госкомитет РФ по Северу. Координация работ была поручена специальной Межведомственной комиссии.
    С учетом реальных экономических условий было предусмотрено поэтапное проведение работ по реализации Программы. При этом существенное значение придавалось первому этапу (1994-1995 годы), в течение которого был сформирован организационно-экономический механизм Программы, началось сооружение первоочередных объектов производственной и социальной инфраструктуры, проводились научно-исследовательские работы по приоритетным направлениям и проблемам. Во всех районах Курил создана необходимая строительная база. Однако выполнение программных мероприятий первого этапа было значительно осложнено необходимостью ликвидации последствий землетрясений и цунами на Южных Курилах (октябрь 1994 года). В результате этих стихийных бедствий было разрушено свыше  150 объектов производственной и социальной инфраструктуры, восстановление которых потребовало дополнительных финансовых затрат.
    С начала реализации Программы было сдано в эксплуатацию 19 производственных и социальных объектов. В числе важнейших производственных мощностей, завершенных строительством, входят: Рейдовый рыбоперерабатывающий завод (о.Итуруп), цех по переработке морепродуктов с холодильником на 500 тонн в г.Южно-Курильске (о.Кунашир), холодильник на 500 тонн в п.Рыбачи (о Итуруп), реконструкция цеха по переработке морской капусты в п.Горячий пляж (о.Кунашир). Кроме того, введены в эксплуатацию отдельные объекты производственной инфраструктуры: взлетно-посадочная полоса (ВП) аэропорта "Менделеево" (о.Кунашир), кабельная линия связи Южно-Курильск - Менделеево - Головнино (о.Кунашир), объекты электро-теплоэнергетики - электростанция и теплостанция на о.Кунашир. Построены несколько жилых домов и поликлиника в г.Северо-Курильске (о.Парамушир) и школа на 350 мест в г.Курильске (о.Итуруп).
    Вместе тем, из-за серьезного недофинансирования и секвестирования предусмотренных Программой финансовых расходов (133 млрд.рублей) имело место отставание по всем основным показателям. Доля реально профинансированных работ составила (в процентах): к началу 1997 года - 20, по итогам 1997 года - 4 и в 1998 году - 15. При этом основная часть  средств была предоставлена в оплату ранее выполненных работ. В декабре 2001 года Правительством РФ (Постановление от 17.12.2001 г. 872) в указанную Программу были внесены изменения и дополнения и принята новая редакция документа - "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)".
    Государственным заказчиком новой Программы утверждено Министерство экономического развития и торговли РФ, которое на договорной основе будет передавать администрации Сахалинской области функции государственного заказчика по использованию в установленном порядке бюджетных средств на финансирование программных мероприятий в соответствующем году и заключению государственных контрактов на проведение работ.
    Всего на период 2002-2005 годов предусмотрено финансирование программы в объеме 8,35 млрд. рублей, в том числе по годам: 2002 год - 1,2; 2003 год - 2,7; 2004 год  - 2,7 и 2005 год - 2,8. В качестве источников финансирования будут использованы средства: федерального бюджета (на безвозмездной основе); бюджета Сахалинской области (в том числе от реализации международных  инвестиционных проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2"); местных бюджетов; собственных средств предприятий; коммерческих кредитов и др.
    Основными целями Программы являются:
    создание условий для устойчивого развития Курильских островов с учетом геостратегических интересов Российской Федерации;
    формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики и стимулирования реализации программ и проектов международного сотрудничества на территории Курильских островов;
    развитие социальной сферы и достижение экономических и социальных показателей, обеспечивающих стабильное развитие Курильских островов.
    Соответственно определены основные задачи Программы по реализации указанных целей:
    создание условий для эффективного использования и обеспечения контроля за территориальным, морским и воздушным пространством Охотского моря и западной части Тихого океана;
    создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса на территории Курильских островов и выпуска конкурентоспособной продукции;
    совершенствование системы охраны, воспроизводства и регулирования использования водных биологических ресурсов;
    повышение эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса Курильских островов;
    создание условий для обеспечения занятости населения;
    формирование необходимой производственной и социальной инфраструктуры;
    развитие внешнеэкономических связей и международного сотрудничества.
    Ожидаемые результаты от реализации Программы:
     достижение на территории Курильских островов уровня основных макроэкономических показателей, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития России на период до 2010 года, в том числе увеличение внутреннего регионального продукта в 2,5 раза;
     создание 3500 новых рабочих мест (включая временные и сезонные);
    обеспечение условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса и эффективного управлениям им;
    обеспечение финансовой самостоятельности региона за счет устойчивого поступления налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;
    создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов;
    повышение уровня жизни населения.
    Отсюда вытекает и новая специфическая и возрастающая роль внешнеэкономического сотрудничества как фактора, призванного обеспечить вхождение Дальнего Востока в многостороннюю систему тихоокеанских экономических отношений. Необходимо как можно скорее выводить проблему Южных Курил и Курильских островов в целом из состояния политической неопределенности и "зацикленности" только на двусторонних отношениях с Японией и проблеме возврата ею утраченных территорий. Это становится по-настоящему актуальным в связи с принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ и  предусматривающей формирование многополярного подхода к системе международных отношений.
     Естественно, что Япония может неодобрительно отнестись к привлечению других стран в сферу совместных с Россией разработок природных ресурсов в районе Южных Курил. Однако, если Россия не выйдет из нынешней двусторонней системы политических и экономических координат, это будет восприниматься японцами как очевидная слабость нашей позиции и косвенное признание их права на  территориальные претензии. В результате политическое давление на российскую сторону может только усилиться.
    Учитывая всю важность проблемы Южных Курил и достаточно благоприятное отношение к России в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, представляется целесообразным определить соответствующие механизмы перевода ее из политической плоскости во внешнеэкономическую. Иными словами - приступить к решению этой политической проблемы экономическими методами на многосторонней основе. Необходимые внешние предпосылки к тому имеются. Это, прежде всего,  активно используемая в международных организациях АТР (в частности, в АТЭС) концепция открытого регионализма. Представляется, что в рамках сотрудничества с участием этих международных организаций решение экономических проблем для северной и южной частей Курильских островов может быть дифференцированным, учитывающим специфику их геополитического и социально-экономического характера.
    В конечном счете, если серьезные упущения в реализации предыдущей федеральной программы по Курилам будут учтены и заработает механизм многостороннего внешнеэкономического сотрудничества, Южные Курилы смогут стать значимым участником тихоокеанского экономического сообщества, а Курильские острова в целом - превратиться в субрегион, относящийся в категории активных доноров. Будем создана необходимая основа для обеспечения бездотационного развития всей Сахалинской области.
    В этой связи особое значение приобретают вопросы контроля за реализацией федеральной Программы на 2002-2005 годы и осуществлением проектов международного экономического сотрудничества.
    В соответствии  с  Постановлением  Правительства РФ от 17.12.2001 г. 872, утвердившим данную Программу, предусмотрено, что система контроля за ее выполнением действует по следующей схеме. Общий контроль осуществляется государственным заказчиком Программы - Министерством экономического развития и торговли РФ. Госкомитет РФ по статистике ведет систематический учет показателей по реализации Программы. Администрация Сахалинской области ежегодно до 1 февраля направляет в Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ и Министерство промышленности, науки и технологий РФ доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования средств.