АВ 2002г. Выпуск 5 Сырьевая база Российской Федерации - важнейший элемент безопасности государства
Предложения и рекомендации
Целесообразным является принятие Правительством России документа, регламентирующего проведение государственной экспертизы запасов. Его отсутствие не только стимулировало попытки различных ведомств как на федеральном, так и региональном уровне подменить объективную геолого-экономическую оценку месторождений волевыми административными решениями, но и позволило расчленять единую систему государственной экспертизы между различными ведомствами и их подразделениями без четкого разграничения их полномочий. В связи с этим государственный контроль за состоянием запасов месторождений оказался во многом утраченным, а государственный баланс как основная система учета запасов перестал отражать реальное состояние минерально-сырьевой базы страны.
По мнению экспертов, состояние распределенного и нераспределенного отечественного фонда недр горнодобывающей промышленности со всей очевидностью показывает, что если в качестве рубежей производства основных полезных ископаемых рассматривать уровни их добычи в 1991 г. то достижение этих рубежей радикально не изменит роль нашей страны на мировом минерально-сырьевом рынке, и к 2025 г. она сможет выйти лишь на уровень развитых стран, достигнутый ими к концу XX столетия.
Таким образом, возникает необходимость:
- разработки новой национальной минерально-сырьевой политики с максимально жестким разделением федеральных и территориальных интересов в организационных, экономических и финансовых сферах;
- совершенствования системы налогообложения с учетом горно-геологических условий, размеров запасов месторождений и ликвидности полезных ископаемых;
- создания благоприятных условий для разработки месторождений на условиях концессии;
- принятия национального Горного кодекса с полным отражением в нем геолого-разведочного и горного производства и всех основ горного дела, включая регламентацию поставок и воспроизводства запасов полезных ископаемых, а также налогообложения.
При разработке Горного кодекса РФ основными концептуальными положениями следовало бы считать следующие:
- Горный кодекс должен стать основополагающим правовым документом в системе горного законодательства, в соответствии с которым формируются все другие законодательные и подзаконные акты в области горных отношений;
- признание исключительности права государственной собственности на ресурсы недр и возможности делегирования этих прав субъектам Федерации в особых случаях;
- осуществление государственного регулирования недропользованием на всех иерархических уровнях управления (от федерального до местных органов власти), учитывающего интересы всех сторон, причастных к недропользованию в регионе, в т. ч. и этнических образований, с указанием предела компетенции владения, пользования и управления недрами, а также неотделимость прав владения, пользования и управления от обязанностей и ответственности;
- регламентирование представления о недрах не только как об источнике минерально-сырьевых ресурсов, но и совокупности различных по генезису, формам нахождения, параметрам, функциональным возможностям, предназначению и роли георесурсов в человеческой деятельности;
Все это, по нашему мнению, позволит укрепить ресурсный потенциал России, создаст предпосылки устойчивого развития страны и ее вхождения в мировую экономику с целью ее эффективного сотрудничества с другими странами - потенциальными лидерами в будущем обеспечении мира сырьевыми ресурсами.