Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 5 Сырьевая база Российской Федерации - важнейший элемент безопасности государства


Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса России

     Анализируя перспективное развитие структуры топливно-энергетического баланса России, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с государственной энергетической политикой общая потребность России в первичных энергоресурсах будет расти медленно и только к 2010 г. достигнет уровня 1995 г., а к 2020 г. превысит еще на 5%. При этом прогнозируется снижение удельной энергоемкости ВВП. Но не следует забывать о переходе основных месторождений газа в режим падающей добычи, что требует предпринимать необходимые меры по поиску новых месторождений. Большие разведанные запасы природного газа (35% от мировых запасов), сконцентрированные в основном в крупных и уникальных месторождениях, позволяют совершенно обоснованно рассчитывать на преимущественное развитие газовой промышленности с доведением добычи газа к 2010 г. до 740-860 млрд. кубометров.
    Учитывая изложенное выше, выработка новой государственной минерально-сырьевой стратегии является одной из главных задач федеральных органов власти. Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов  газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геолого-разведочные работы.
    Как указывалось выше, выработанность месторождений достигла опасной черты. Поэтому необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем поисков, в частности, к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию глубинных методов исследований недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр и другим научно-практическим задачам, т.е. к восстановлению стратегии глобальных исследований недр страны, по которым Россия десять лет тому назад занимала лидирующее положение в мире.
    Исходя из национальных интересов, проработка стратегических вопросов не должна быть прерогативой только Министерства природных ресурсов России. Для проведения эффективной политики в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности необходимо учитывать последствия глобализации минерально-сырьевых ресурсов и определить роль нашей страны в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении. По запасам ряда полезных ископаемых Российская Федерация занимает доминирующие позиции. С целью укрепления этих позиций, сохранения основного природного потенциала страны необходимо создание благоприятного правового климата для диверсификации горнодобывающих предприятий с целью обеспечения их экономической стабильности, разработка претензионных мероприятий по вхождению России в международные консорциумы, реализующие глобальное минерально-сырьевое обеспечение (топливно-энергетическое сырье, металлы группы платины, никель), с целью влияния на международные соглашения в интересах России, разработка новой концепции функционирования Федеральной геологической службы России как главного органа управления Государственным фондом недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы как национальной системы исследования недр.