Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 5 Сырьевая база Российской Федерации - важнейший элемент безопасности государства


Основные проблемы сырьевой безопасности России

     Анализ показывает, что в настоящее время резко обострилась проблема восполнения запасов на добывающих предприятиях в основных горнопромышленных районах страны. А это оказывает существенное влияние на базовые отрасли экономики страны и ее экономическую безопасность. По данным Минприроды РФ, за период с 1994 г. по 1999 г. восполнение извлекаемых из недр запасов МСР их приростами составило по нефти 73%, газу - 47%, меди - 33%, цинку - 57%, свинцу - 41%. Так как минерально-сырьевой потенциал по указанным видам сырья сосредоточен в основном в северных широтах и на Дальнем Востоке, то геологический риск в подготовке новых нефтегазоносных провинций и рудных районов должно брать на себя государство, а разведку и освоение новых месторождений обязаны взять на себя компании. При этом следует разработать механизм, предусматривающий обеспечение развития минерально-сырьевой базы страны с возложением части затрат на заинтересованные компании.
    По заключению, сделанному Советом Безопасности Российской Федерации, сейчас остро обозначилась проблема обеспеченность экономики России минеральными ресурсами. В начале XXI века ситуация в этой сфере может еще более ухудшиться из-за проявившихся в последнее десятилетие негативных тенденций, дальнейшее развитие которых создает реальные угрозы экономической безопасности России:
    - отсутствие дифференцированного подхода государства к регулированию производства минеральных ресурсов заведомо разной ликвидности и разобщение предприятий, ранее входивших в единые отраслевые системы, способствовало отнесению значительной части разведанных запасов к разряду нерентабельных, доля которых достигла 50% от всего количества разведанных запасов;
    - в связи с массовой приватизацией предприятий комплекса государство в значительной степени потеряло контроль за эффективным использованием стратегических ресурсов, в том числе и в акционерных обществах, часть уставного капитала которых принадлежит государству, что, как следствие, привело к отсутствию прозрачности финансовой деятельности даже самых крупных добывающих компаний;
    - на большинстве горнодобывающих предприятий практически прекратилось обновление основных фондов и возраст 70% машин превысил 10 лет, что в 2 раза хуже, чем в развитых странах;
    - сложившиеся в последние годы соотношения между объемами экспорта и уровнем внутреннего потребления минерального сырья еще более увеличили диспропорцию между сырьевым и производящим готовую продукцию секторами отечественной промышленности, повысили степень зависимости России от конъюнктуры мировых рынков сырья;
    - утрачен контроль над уровнями прироста запасов, созданием новых ресурсных возможностей в традиционно добывающих и новых районах по всем видам стратегических полезных ископаемых, а полученные уровни прироста по нефти, газу, железным рудам, бокситам, меди, никелю, золоту, редким металлам, свинцу, цинку, молибдену не обеспечивали простого воспроизводства;
    - исчерпание разведанных запасов эксплуатируемых месторождений может вызвать обвальное выбытие действующих в настоящее время горнодобывающих мощностей. Окраинные регионы страны в условиях остановки горнодобывающих, в большей части градообразующих предприятий могут уже в ближайшее время стать объектами геополитической экспансии транснациональных корпораций;
    - резкое сокращение финансируемых государством геологоразведочных работ поставило на грань выживания многие отечественные геологоразведочные и геофизические предприятия, ухудшило положение с технико-технологическим обеспечением геологоразведочного производства, привело практически к полной потере производственной базы геологоразведочного оборудования.
    Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период перестройки геолого-разведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует спад добычи почти всех видов полезных ископаемых. Если сейчас не будут приняты меры по наведению порядка в финансировании геолого-разведочных работ, то в 2005 г. они сократятся еще как минимум на 30% от уровня 1997 г., а это приведет к снижению прироста запасов до 40% по отношению к 1997 г. Поэтому должна быть разработана новая государственная программа, которая бы содержала основные принципы минерально-сырьевой политики государства до 2020-2050 гг.