АВ 2002г. Выпуск 4 Прогноз развития экономики российской федерации на период до 2004 года
Предложения по решению задач социально-экономического развития
Российской Федерации на 2002-2004 годы
Российской Федерации на 2002-2004 годы
Исходя из анализа социально-экономической ситуации в Российской Федерации Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации предлагает осуществить разработку комплекса мер по следующим направлениям:
промышленной политики:
дальнейшее развитие законодательства в области инвестиционной деятельности в сочетании с укреплением гарантий по защите права частной собственности. Достижение большей сопряженности инвестиционного, налогового и банковского законодательства, уменьшение влияния ведомственного нормотворчества на условия осуществления инвестиций;
уточнение рыночной стоимости основных средств при проведении их переоценки, выявление бездействующих фондов и снятие их с баланса предприятий при освобождении от начисления амортизации и налога на имущество организаций;
разработка новых норм амортизационных отчислений, методов их начисления, более объективно учитывающих состав, возраст и продолжительность службы оборудования. Расширение границ применения ускоренной амортизации (с учетом возможного повышения и диверсификации соответствующих коэффициентов);
оказание поддержки машиностроительным предприятиям, производящим энергоэкономичную технику;
подготовка комплекса мер по совершенствованию структуры топливного баланса страны и ее отдельных регионов;
усиление государственного контроля за ведением финансово-хозяйственной деятельности в сферах естественных монополий, включая вопросы калькуляции издержек при определении цен (тарифов) на продукцию (услуги) монополий. Организация обособленного контроля за формированием издержек на стадиях добычи (производства), транспортировки и распределения продукции, а также полного учета затрат по непрофильным видам деятельности. Уменьшение территориальной дифференциации цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий;
инвентаризация исполнения обязательств инвесторами, приобретшими акции предприятий на условиях инвестиционных конкурсов. Применение к нарушителям санкций, предусмотренных действующим законодательством и условиями конкурсов;
обеспечение отечественных товаропроизводителей современной техникой и оборудованием за счет развития системы лизинга и системы фондов льготного кредитования приобретения техники;
повышение спроса на отечественную машино-техническую продукцию за счет размещения заказов на российских предприятиях, производящих импортозамещающую продукцию;
расширение использования передовой зарубежной техники и технологий в процессе модернизации российской экономики за счет снижения ввозных пошлин в части машин и оборудования, производство которых не осуществляется и не может быть организовано в течение определенного периода на российских предприятиях;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями;
формирование законодательной базы, направленной на развитие отношений собственности в аграрном секторе экономики, создание правовой основы для рыночного оборота земли при установлении ряда ограничений, в т.ч. на вывод земель из сельскохозяйственного оборота, по скупке земельных участков банками и т.д.;
развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, реорганизация и банкротство неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитие системы сельскохозяйственных и продовольственных бирж, совершенствование организации сбыта сельскохозяйственной продукции государству;
формирование государственной системы учета недвижимости;
повышение эффективности управления предприятиями, находящимися в собственности государства, а также государственными пакетами акций акционерных обществ, улучшение работы представителей государства в акционерных обществах;
обеспечение надежной защиты прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие форм и методов корпоративного управления, повышение качества менеджмента, усиление ответственности управляющих за финансово-хозяйственные результаты деятельности организаций;
совершенствование законодательной базы лицензирования юридических лиц;
повышение ответственности организаций и их руководителей за ведение неуставной деятельности;
установление ответственности за незаконные картельные соглашения и сговор;
усиление антимонопольного контроля и обеспечение равных прав для участников конкурсов, торгов и аукционов при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд, а также при проведении конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности;
признание незаконными и отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), направленных на ограничение свободного межрегионального перемещения товаров и услуг, а так же конкуренции посредством необоснованного предоставления льгот отдельным организациям;
внесение изменений в законодательство по вопросам конкуренции и ограничения монопольной деятельности на товарных рынках, имея в виду усиление ответственности субъектов экономики за действия по ограничению конкуренции и за неисполнение предписаний антимонопольного органа;
оказание противодействия образованию организационных монополий в сфере торговли и услуг;
совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве), в т.ч. исключение возможности его применения в качестве инструмента борьбы за собственность. Повышение размера задолженности, достаточной для возбуждения дела о банкротстве, четкое разделение процедуры банкротства и взыскания долга;
разработка системы мер по стимулированию получения свидетельств и патентов в целях обеспечения контроля за своевременной регистрацией (патентованием) результатов научно-технических исследований и предотвращения их бесплатного использования за рубежом;
поддержка малых предприятий, занятых инновационной деятельностью, зашита интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот, создание институциональных механизмов стимулирования инновационной деятельности;
продолжение работы по подготовке отдельных глав второй части Налогового Кодекса Российской Федерации, имея в виду снижение общего налогового бремени, упрощение налоговой системы, более равномерное распределение налоговой нагрузки между субъектами экономической деятельности, упорядочение и сведение к разумному минимуму системы налоговых льгот, совершенствование налогового администрирования;
уточнение распределения полномочий и ответственности между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в социально-экономической сфере, совершенствование методики формирования нормативов, применяемых при определении объемов финансовой поддержки регионов. Усиление контроля за состоянием субфедеральных бюджетов, прежде всего, на основе использования возможностей системы Федерального казначейства, а также за предоставлением на региональном уровне налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по уплате налогов;
внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, имея в виду более четкое определение бюджетного устройства и формирование исчерпывающего перечня видов бюджетов;
законодательное установление групповых (по регионам) нормативов бюджетной обеспеченности и условий предоставления соответствующей помощи;
продолжение работы по усилению налогового администрирования в отношении закрытых административно-территориальных образований, изучение возможности полной отмены полномочий ЗАТО по установлению дополнительных налоговых льгот организациям, зарегистрированным на их территории (с предоставлением финансовой поддержки из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации);
проработка вопроса о введении единого налога на сельскохозяйственных товаропроизводителей;
включение налога на имущество организаций в состав федеральных регулирующих налогов при соответствующем увеличении средств федерального бюджета, направляемых на финансирование научных исследований и активизацию инновационной деятельности;
установление жесткого контроля в отношении организаций, предпринимающих попытки незаконного получения возмещения НДС по экспорту, например, в виде проведения внеплановых выездных налоговых проверок;
расширение сферы применения закона о едином налоге на вмененный доход в части организаций, работающих с населением и, получающих наличные деньги;
повышение удельного веса неналоговых доходов в общих доходах бюджета, в т.ч. за счет увеличения поступлений от использования имущества, находящегося в федеральной собственности. Завершение формирования реестра недвижимого государственного имущества с установлением обязательной регистрации в реестре объектов государственной собственности всеми ее правообладателями;
подготовка концепции развития системы государственного финансового контроля;
разработка программного документа по устранению ценовых диспропорций в товарообмене между промышленностью и сельским хозяйством, реструктуризация накопленной задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Усиление контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых АПК в качестве мер поддержки;
повышение устойчивости функционирования банковской системы на основе создания фонда страхования кредитных рисков, реструктуризация и капитализация банковского сектора. Совершенствование правовой базы деятельности АРКО;
обеспечение защиты интересов банков при возникновении проблем с возвратом кредитов, в т.ч. внесение изменений в гражданское законодательство в части очередности удовлетворения требований банков. Упрощение регистрации залога, переданного в обеспечение кредита, и его изъятия у недобросовестных заемщиков;
разработка правовой базы, регулирующей вопросы слияния и поглощения кредитных организаций;
снижение ставки налога на прибыль, установленной для кредитных и страховых организаций;
предоставление Банку России права переоценки активов и собственных средств кредитных организаций, а также уменьшать уставный капитал в том случае, если уставный капитал превышает величину собственных средств организации;
предоставление коммерческими банками Банку России полной отчетности о деятельности организаций, входящих в состав соответствующих банковских групп, включая некредитные организации;
установление ответственности собственников за непринятие мер, предупреждающих банкротство созданных ими кредитных организаций;
расширение присутствия иностранных кредитных организаций на российском финансовом рынке. Повышение квоты участия иностранных банков в российской банковской системе;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации и других институтов кредитования АПК;
дальнейшее проведение работы по заключению международных соглашений в области борьбы с незаконными валютными операциями и по возврату незаконно вывезенных капиталов;
совершенствование валютного контроля в сфере банковской деятельности при усилении мер ответственности коммерческих банков по соблюдению действующего законодательства при переводе валютных средств за рубеж;
повышение обеспеченности расчетов денежными средствами на базе создания общероссийской клиринговой системы;
законодательное формирование условий, противодействующих выводу активов банков через дочерние организации;
установление жестких временных ограничений на длительность процедур банкротства банков;
ужесточение требований, предъявляемых к коммерческим банкам, претендующим на получение (сохранение) валютной лицензии и получение генеральной лицензии;
усиление контроля за иностранными резервами коммерческих банков, в т.ч. с использованием обязательных нормативов;
повышение доверия населения к банковской системе на основе создания системы государственных и корпоративных гарантий по банковским вкладам граждан, включая, например, создание федерального фонда обязательного страхования вкладов. Ориентация системы страхования на депозиты в национальной валюте;
формирование законодательных основ обязательного страхования, включая четкое определение порядка принятия решений о введении обязательного страхования, требований, предъявляемых к страховым организациям, претендующим на получение права на проведение соответствующих страховых операций;
разработка специального законопроекта по вопросам несостоятельности страховых организаций;
усиление антимонопольного контроля на рынке страховых услуг;
дальнейшее снижение совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда на основе снижения базовых ставок единого социального налога и налога на добавленную стоимость;
приведение правовой базы в области социально-трудовых отношений в соответствие с требованиями рыночной экономики, включая законодательное решение вопросов о гарантиях работникам по оплате труда и ответственности работодателей за ее выплату, о повышении значимости коллективных договоров (соглашений), о сбалансированной защите прав работодателей и наемных работников при решении трудовых споров и др.;
разработка законодательной базы, обеспечивающей переход к установлению минимального размера оплаты труда в час;
осуществление мер по подготовке к постепенному переводу работников бюджетной сферы на работу по контракту;
создание системы государственных минимальных социальных стандартов, упорядочение действующей системы социальных нормативов,
постепенная унификация существующих многочисленных пособий;
введение персонифицированного учета получателей социальных пособий и льгот на основе формирования единой информационной базы данных о получателях;
совершенствование законодательной базы пенсионной реформы, обеспечение устойчивости функционирования пенсионной системы, повышение значимости накопительных элементов пенсионного обеспечения. Подготовка решения об увеличении периода трудового стажа, учитываемого при назначении пенсии, исключение дискриминационных элементов при назначении пенсий отдельным категориям пенсионеров, снятие ограничений по среднему размеру заработка, учитываемого при назначении пенсий;
предоставление гарантий участникам и вкладчикам при банкротстве негосударственных пенсионных фондов;
развитие организационно-правовых условий ведения внешнеторговой деятельности, включая законодательное ограничение возможностей для уклонения от уплаты таможенных платежей;
совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в т.ч. имея в виду дальнейшее снижение общего уровня и унификацию ставок ввозных пошлин, уточнение состава таможенных режимов и порядка определения таможенной стоимости товаров;
рациональное применение механизма таможенных тарифных квот;
усиление экономических санкций по отношению к резидентам-импортерам и обслуживающим их банкам за осуществление операций ложного импорта, а также за импорт товаров, несоответствующих заключенным контрактам;
продолжение работы по сокращению количества складов временного хранения и таможенных складов;
ограничение экспорта черных и цветных металлов через зарубежные морские порты;
уменьшение квоты на экспорт необработанной древесины при повышении соответствующих вывозных таможенных пошлин;
изучение вопроса об осуществлении всех внешнеэкономических расчетов по экспортным поставкам основных сырьевых товаров через банки с государственным участием (ВЭБ, ВТБ, Сбербанк России) либо о создании специализированных банков;
развитие системы экспортного кредитования и страхования экспортных кредитов, включая создание специализированных государственных организаций;
согласование законодательства по вопросам соглашений о разделе продукции и налогового законодательства, в т.ч. для упрощения налогового режима, сопровождающего реализацию соглашений;
подготовка информационных материалов для участников внешнеэкономической деятельности по вопросам, связанным с использованием единой европейской валюты.
Приложение
Основные макроэкономические параметры прогноза на 2001-2004 годы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1995 год - 100%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(по агрегату М2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец года, рублей за доллар США |
|
|
|
|
|
всего млрд. долларов США |
|
|
|
|
|
всего млрд. долларов США |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогноз основных социальных индикаторов на 2001-2004 годы
|
|
(оценка) |
(прогноз) |
(прогноз) |
(прогноз) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
использовало на: |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* В среднем за год.