Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 4 Прогноз развития экономики российской федерации на период до 2004 года


Основные социальные индикаторы

     Под воздействием позитивных тенденций в развитии ряда отраслей экономики в 2000 году начали расти доходы работников негосударственного сектора, была проведена индексация заработной платы в бюджетной сфере и повышен средний размер пенсий. В течение всего года устойчиво росли реальные располагаемые денежные доходы населения, значительно увеличились уровни реальной начисленной среднемесячной заработной платы и среднемесячных назначенных пенсий.
     Закрепление и развитие в 2002 году позитивных тенденций, определяющих финансово-экономическую ситуацию в стране, а также решение проблемы погашения просроченной задолженности по заработной плате может обеспечить увеличение номинальных денежных доходов населения примерно в 1,2 раза по сравнению с предыдущим годом. При условии прироста индекса потребительских цен в 2002 году не более чем на 15% реальные располагаемые денежные доходы на 5-5,5% превысят уровень предыдущего года.
    В 2003-2004 годах динамика реальных денежных доходов населения в значительной степени будет зависеть от денежно-кредитной политики и условий функционирования реального сектора экономики. Значительное влияние на уровень жизни населения будет оказывать ценовое регулирование естественных и локальных монополий.
    Номинальные денежные доходы населения в 2003 году увеличатся на 16-17% по сравнению с предыдущим годом, а реальные денежные доходы населения при росте индекса потребительских цен не более чем на 13% возрастут на 3-4%. В 2004 году рост номинальных денежных доходов составит 16-18% по сравнению с предыдущим годом. Если удастся удержать инфляцию на уровне 11%, реальные денежные доходы населения могут вырасти на 5,5-6% по сравнению с 2003 годом.
    Ожидаемые изменения динамики реальных доходов населения практически не скажутся на структуре использования денежных доходов в 2002-2004 годах, главным образом из-за сохраняющейся существенной дифференциации населения по уровню доходов и значительной доли лиц, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума. Это обусловит высокий уровень потребительских расходов: основная часть доходов (более 78%) будет направляться населением на покупку товаров и оплату услуг, причем доля оплаты услуг будет увеличиваться в большей степени, чем доля покупки товаров. Доля обязательных платежей может составить в общем объеме денежных доходов от 8,4% в 2001 году до 8,7% в 2004 году.
    Однако следует отметить, что продолжение в 2002-2004 годах реформы жилищно-коммунального хозяйства заметно перераспределит структуру потребительских расходов населения (особенно у социально-незащищенных групп: пенсионеров, многодетных семей и работников бюджетной сферы). Это может существенно ухудшить материальное положение примерно трети населения страны, если не будет предусмотрена соответствующая компенсация увеличения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг этим группам населения. Увеличение доли потребительских расходов повлечет за собой уменьшение доли сбережений во вкладах и сокращение остатков денежных средств на руках.
     Улучшение ситуации на рынке труда России вызвано общим экономическим ростом.
     При сохранении положительных тенденций в развитии экономики России в 2002 году среднегодовая численность занятых может составить 65,1 млн. человек, а среднегодовая численность безработных - 7,7 млн. человек (10,6% экономически активного населения). Некоторое увеличение общей численности безработных по сравнению с предыдущим годом (на 1,3% в 2001 году и на 1,9% в 2002 году) может быть вызвано как продолжающимся ростом численности населения в трудоспособном возрасте, так и ожидаемыми структурными изменениями в экономике.
    В 2003-2004 годах численность занятых может несколько уменьшиться до 64,7-64,8 млн. человек при соответствующем росте общей численности безработных 7,8 - 7,9 млн. человек, или 10,8-10,9% экономически активного населения
     Оживление производства в ряде отраслей экономики и повышение активности граждан в самостоятельном трудоустройстве (минуя органы государственной службы занятости) - основные причины, влияющие на процесс сокращения численности официально зарегистрированных безработных. Кроме того, на уменьшение численности зарегистрированных безработных определенное воздействие оказывают жесткие правила регистрации граждан, нуждающихся в трудоустройстве, а также тот факт, что примерно половине зарегистрированных безработных пособие по безработице начисляется в минимальном размере (на уровне минимальной оплаты труда).
    В то же время ситуацию на регистрируемом рынке труда нельзя назвать благополучной. Сохраняется значительная дифференциация регионов России по уровню регистрируемой безработицы. Кроме того, при условии осуществления структурных реформ в экономике в 2002 - 2004 годах на рынке труда неизбежно увеличится предложение рабочей силы, что в свою очередь может привести к росту численности официально зарегистрированных безработных. Осложнить ситуацию на регистрируемом рынке труда может также тот факт, что среди предлагаемых органами государственной службы занятости вакансий, как правило, преобладают рабочие специальности, непрестижные и малооплачиваемые рабочие места, что значительно затрудняет трудоустройство обратившихся в службу занятости граждан и ведет к застойной безработице.
    По оценке Центра экономической конъюнктуры, численность официально зарегистрированных безработных (в среднем за год) может несколько увеличиться по сравнению с соответствующим показателем предыдущего года на 14% в 2002 году, на 11,5% в 2003 году, на 12% в 2004 году) и составит соответственно 1,2 - 1,7 млн. человек (1,6 - 2,3% экономически активного населения).