АВ 2002г. Выпуск 1 Евразийское экономическое сообщество - новый этап в развитии интеграционных процессов
Генерального секретаря ЕврАзЭС Г.А. Рапоты
Глубокие геополитические и социально-экономические изменения, произошедшие в течение последнего десятилетия в государствах бывшего Советского Союза в целом, и в России в частности, породили повышенный интерес к проблемам их взаимоотношений в новых условиях.
Эти изменения связаны не только с распадом СССР и образованием новых независимых государств, но и с коренным реформированием их экономики в направлении рыночных преобразований.
Повсеместное усиление экономических интеграционных процессов в современном мире также способствовало сближению государств СНГ для решения проблем их экономического развития и обеспечения безопасности, расширению сотрудничества в других сферах взаимоотношений.
Сегодня на постсоветском пространстве уже созданы и функционируют ряд региональных образований: СНГ, Таможенный союз. Союзное государство Россия - Беларусь, ГУУАМ, Центральноазиатское экономическое сообщество.
В каждом из вышеуказанных объединений общепризнана необходимость усиления экономической составляющей интеграции, реализации идей сотрудничества на основе взаимного уважения, взаимной выгоды, сохранения достигнутых суверенитетов и независимости.
23 мая 2000 года в г. Минске Межгосударственный Совет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан принял решение о подготовке проектов уставных документов по формированию на базе Таможенного союза международной экономической организации.
А уже 10 октября 2000 года в г. Астане президенты вышеуказанных государств подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. С завершением ратификационного процесса в государствах и принятием на первом, организационном, заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС пакета основополагающих документов, регламентирующих деятельность Сообщества, по существу начато формирование правового поля для функционирования новой международной организации, создается конкретный организационно-правовой механизм реализации намеченных целей и задач, направленных на создание Таможенного союза, углубление экономической интеграции.
В первом заседании Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС), состоявшемся в г. Санкт-Петербурге 23 ноября 2001 года, приняла участие делегация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации во главе с Председателем Государственной Думы Г.Н.Селезневым.
Отличительными особенностями вновь создаваемого экономического сообщества являются: формула обязательного участия государств-членов в деятельности международной организации и ее органов; четкая международная правосубъектность; более эффективный механизм принятия решений и контроля за их выполнением; новая система формирования бюджета, а также распределение голосов при принятии решений, учитывающая экономический вес государств-членов. При этом на уровне глав государств решения принимаются на основе консенсуса.
Такая система обеспечивает более глубокий уровень экономической интеграции государств-членов ЕврАзЭС по сравнению с другими региональными структурами, действующими на постсоветстком пространстве.
В предлагаемом аналитическом вестнике дается краткое изложение в хронологической последовательности наиболее важных событий, произошедших в Сообществе. Отражены цели и задачи ЕврАзЭС, его качественное отличие от Таможенного союза. Значительное внимание уделено вопросам функционирования Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, организации ее взаимодействия с Секретариатом Интеграционного Комитета по вопросам правового обеспечения процессов интеграции. Приведены схемы и диаграммы, характеризующие структуру ЕврАзЭС. В вестнике публикуются и некоторые основополагающие документы ЕврАэЭС.
Полагаем, что издание этого совместного с Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы аналитического вестника расширит информированность парламентариев и специалистов о формировании нового экономического сообщества. Это послужит делу укрепления взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Российской Федерации в процессе дальнейшего углубления экономической интеграции государств-членов Евразийского экономического сообщества.
Г. Рапота,
Генеральный секретарь
Евразийского экономического
сообщества