Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 1 Евразийское экономическое сообщество - новый этап в развитии интеграционных процессов


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Б.Н. Пастухова на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 16 мая 2001 года при обсуждении проекта федерального закона О ратификации  

Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества :
 

      ...Что же касается Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, то я хотел бы обратить внимание депутатов на несколько принципиальных моментов, которые выгодно отличают документ, определяющий содержание деятельности и механизмы работы этой интеграционной группировки, от тех интеграционных объединений, союзов, групп, которые уже существуют в СНГ.
    Договор  о  создании  экономического  сообщества  соблюдает преемственность основных положений документов, которые когда-то определили содержание деятельности Таможенного союза, но в то же время он вводит в деятельность "пятерки" новые качества, которые заслуживают особого внимания. Прежде всего в целях преодоления ставшей традиционной для СНГ аморфности в деятельности по реализации принимаемых решений в документе налицо укрепление механизмов реализации интеграционных задач. Более действенным будет участие каждого государства. В СНГ за неполных десять лет принято более 1300 решений, подавляющее большинство которых не выполняется. Данный документ, который определяет содержание и механизмы действия экономического сообщества, говорит о том, что решения подписываются и исполняются всеми участниками в отличие от практики в СНГ.
    .... Теперь количество голосов будет пропорционально экономическому весу и финансовому взносу, который определяет экономические возможности этой интеграционной группировки. По-новому организуется контроль за исполнением решений. Если в рамках СНГ каждое государство само себя контролировало в плане выполнения общих договоренностей, то в Евразийском экономическом сообществе прописан реальный и эффективный механизм выполнения принятых договоренностей. И здесь контроль за выполнением решений осуществляется органами управления сообщества в пределах их компетенции.
    Мне хотелось бы подчеркнуть также, что в документе четко записаны высокие требования к членству сообщества. За нарушения своих обязательств каждым членом может быть приостановлено решением Межгосударственного Совета его участие в работе, а в случае продолжения какое-то государство может быть исключено из сообщества. Мы полагаем, что вот эти строгие дисциплинарные обязательства привнесут в деятельность этой экономической группировки ту необходимую последовательность и организованность, без которых невозможно реализовать сложнейшие задачи создания Евразийского экономического сообщества.
    И еще об одном. В документе прописана необходимость создания Межпарламентской Ассамблеи. Эта парламентская структура обладает более широкими функциями и обязанностями, чем другие подобные организации в интеграционных группировках СНГ. Мы полагаем, что активное участие парламентариев пяти государств поможет осуществить высокие задачи, которые ставит перед собой Евразийское экономическое сообщество.
    Вчера в Москве состоялся съезд международной общественной организации "Евразия", которую в течение последних семи лет возглавляет Николай Иванович Рыжков. Принимая участие в работе этого съезда, мы могли убедиться в том, что идея евразийства, интеграционного объединения для продвижения экономического сотрудничества вперед, пользуется широкой общественной поддержкой.
    Мы полагаем, что принятие Государственной Думой обращения к другим парламентам СНГ поможет нам подключить к этой работе те государства, которые еще выжидают или имеют целый ряд оговорок, опасений, которые может развеять эффективная деятельность Евразийского экономического сообщества .