Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 1 Евразийское экономическое сообщество - новый этап в развитии интеграционных процессов


ОТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА - К ЕВРАЗИЙСКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СООБЩЕСТВУ

     Началом формирования нового регионального экономического сообщества явилось подписание 6 января 1995 года Российской Федерацией и Республикой Беларусь Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией. К ним 20 января 1995 г. присоединилась Республика Казахстан и 29 марта 1996 г. - Кыргызская Республика.
    В целях создания в перспективе Сообщества интегрированных государств участники Соглашения заключили 29 марта 1996 года Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Одновременно были сформированы органы управления интеграцией.
    Четыре государства провозгласили следующие цели создания Таможенного союза:
    - обеспечение социально-экономического прогресса своих стран;
    - гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
    - укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение развития национального народного хозяйства;
    - создание условий для формирования общего экономического пространства;
    - создание условий для активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.
    26 февраля 1999 года число партнеров по Таможенному союзу возросло до 5 государств за счет присоединения Республики Таджикистан.
    Договором пятерки от 26 февраля 1999 г. были образованы органы управления интеграцией - Межгосударственный Совет, Совет глав правительств, Интеграционный Комитет, Межпарламентский Комитет и определены следующие основные цели интеграции:
    последовательное улучшение условий жизни населения, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса, обеспечение устойчивого демократического развития государств, формирование единого экономического    пространства,    предусматривающее    эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан, создание равных возможностей для получения образования и доступа к достижениям науки и культуры, согласование внешнеполитического курса, обеспечение достойного места на международной арене, совместная охрана внешних границ, борьба с преступностью и терроризмом.
    За время деятельности Таможенного союза в области многостороннего сотрудничества были максимально упрощены процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованы совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, заложены основы общего таможенного тарифа, принципы применения защитных мер в торговле, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых   систем,   сформулированы  направления   сближения  и гармонизации национальных законодательств. Определен правовой статус гражданина, постоянно проживающего на территории другого государства, подписаны соглашения о свободном пересечении гражданами пяти указанных государств внутренних границ, об упрощенном порядке приобретения гражданства, о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях, о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территории этих государств.
    Вместе с тем, пятилетний опыт сотрудничества показал, что отсутствие четкой правовой базы и соответствующих структур, обеспечивающих обязательность выполнения принятых решений, синхронизации продвижения по  отдельным  направлениям  взаимодействия,  ответственности  за невыполнение   финансовых   обязательств   затрудняло   достижение поставленных целей.
    Отдельные государства, стремясь в максимальной степени обеспечить свои национальные интересы, допускали односторонние действия, нарушавшие их договоренности.
    В целях решения указанных проблем и повышения эффективности интеграционных процессов на заседании Межгоссовета 23 мая 2000 года в Минске по инициативе России было принято решение о создании на базе уже подписанных многосторонних договоров международной экономической организации с четкой структурой и ясными обязательствами государств.
    На заседании Межгосударственного Совета главы государств-участников Таможенного союза обратили внимание на возможности и потенциал значительного ускорения экономической интеграции государств за счет дальнейшей институциональной структуризации и совершенствования деятельности Таможенного союза. И тогда же было принято решение о подготовке проектов учредительных документов по формированию Международной экономической организации.
    Была организована Межправительственная рабочая группа, в состав которой вошли заместители министров иностранных дел, юстиции, экономики и другие представители правительственных структур. Рассматривались различные варианты документов, подготовленных российской Стороной и экспертами Казахстана, предложения других делегаций, материалы аппарата Интеграционного комитета. В результате полугодовой работы был подготовлен один, но исключительно важный и принципиально новый для государств постсоветского пространства документ.
    10 октября 2000 года в Астане президентами пяти государств был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (прилагается), ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень, целью которого определено эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в подписанных Сторонами документах.
    Новое международное образование имеет ряд организационно-правовых отличий от Таможенного союза и других образований в Содружестве Независимых Государств.
    К ним относятся:
     формирование механизма реализации прежних целей и задач. Договор   предусматривает   конкретный   механизм   реализации провозглашенных  целей.  Международная  организация  формируется исключительно как альянс, основанный на сближении и интеграции экономик государств-участников Сообщества. Конечными целями ЕврАзЭС являются обеспечение непрерывного сбалансированного роста экономик государств, стабильность развития и ускорение темпов повышения уровня жизни населения;
     четко выраженный международный статус новой организации. Евразийское экономическое сообщество обладает юридическим статусом международной правосубъектной организации, которая будет должным образом зарегистрирована в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Таможенный союз в юридическом отношении не являлся самостоятельной международной организацией, правомочной вступать во взаимодействие с другими субъектами международного права. Представляя и защищая интересы государств Сообщества в отношениях с другими государствами и международными организациями, ЕврАзЭС будет способствовать выходу Сообщества на международные торговые рынки и заключению взаимовыгодных договоров с третьими странами и их объединениями, включая Всемирную торговую организацию (ВТО);
     более действенная формула интеграционного взаимодействия. В Сообществе каждое государство участвует в работе всех органов управления интеграцией. Решения подписываются всеми государствами с учетом установленной процедуры их принятия. Решения исполняются всеми путем принятия необходимых национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Договоры вступают в силу после выполнения внутригосударственных процедур всеми участниками. Такое условие позволяет добиваться единства подходов, полной реализации международных актов Сторонами и решения носят обязательный характер для всех членов ЕврАзЭС;
     новый порядок принятия решений. По Договору об учреждении ЕврАзЭС высший орган - Межгосударственный совет - принимает все решения консенсусом, кроме решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, принимаемых по принципу консенсус минус голос заинтересованной Договаривающейся Стороны . В Интеграционном Комитете и Комиссии Постоянных представителей решения принимаются большинством в 2/3 голосов, а в случае отсутствия квалифицированного большинства    голосов    вопрос    передается    на    рассмотрение Межгосударственного совета. При этом количество голосов каждой из Сторон соответствует ее экономическому потенциалу: Россия - 40%, Беларусь и Казахстан - по 20%, Кыргызская Республика и Таджикистан - по 10% голосов. Тем самым учитывается значимость России в интеграционных процессах и одновременно создается механизм, в рамках которого она не может навязать свою волю другим партнерам, а вынуждена заручиться поддержкой остальных членов Сообщества;
     организованная по-новому система контроля исполнения решений. В Евразийском экономическом сообществе контроль за выполнением договоров и решений, принятых в рамках Сообщества, осуществляется органами управления в пределах их компетенции, т.е. органы управления интеграцией получают возможность анализировать и оценивать уровень исполнительной деятельности не на основе справок и информации, а путем рассмотрения фактического положения дел;
     новые подходы к сближению и унификации законодательства. В соответствии с Договором на Межпарламентскую Ассамблею, учреждаемую вместо Межпарламентского комитета, возлагается разработка Основ законодательства в базовых сферах правоотношений. Эти Основы, в отличие от модельных законодательных актов, разрабатываемых в настоящее время и имеющих рекомендательный характер, могут стать актами обязательного, а возможно, и прямого действия. Предполагается, что проекты Основ будут приниматься    Межпарламентской    Ассамблей    и    утверждаться Межгосударственным советом. После ратификации парламентами Основы законодательства вводятся в национальные правовые системы государств-участников, т.е. общее решение становится частью внутренней политической и экономической жизни государства. В настоящее время ведется работа над проектом   Договора   об   Основах   законодательства   Евразийского экономического сообщества, который определит конкретный механизм работы по этой проблеме. Проблемы, связанные с гармонизацией законодательства и формированием общего правового пространства Сообщества, призван решать создаваемый в ЕврАзЭС орган - Совет министров юстиции;
     высокие требования к членству. Членство любого государства в Сообществе может быть приостановлено за нарушение им своих обязательств по решению Межгосударственного совета, а при продолжении такой практики государство может быть исключено из Сообщества. Подобные меры предусмотрены и при невыполнении обязательств по финансированию бюджета Сообщества.
    В Договоре предусмотрен порядок приема государств в Сообщество.
    В нем указано: прием в члены ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из настоящего Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного совета, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнить. Вторая половина этого положения четко определяет, что желания какого-либо государства стать членом Сообщества явно недостаточно, надо не только выполнить условия, но и убедить партнеров в серьезности сделанного выбора.
    Договором предусматривается возможность для третьих стран и международных организаций участвовать в работе Сообщества в качестве наблюдателей.
    Договором учреждены Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Межпарламентская Ассамблея и Суд Сообщества. Текущая работа ЕврАзЭС возложена на Комиссию Постоянных представителей Сторон при Сообществе, действующей в рамках Интеграционного Комитета.
    Структура Евразийского экономического сообщества прилагается.