Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 42 О состоянии отечественной авиации и авиационной промышленности и о мерах по их сохранению и развитию (по материалам парламентских слушаний)

Вступительное слово  Председателя Комитета Государственной Думы  по   энергетике,   транспорту   и   связи    
Катренко В.С.

              Уважаемые участники слушаний! Уважаемые коллеги, друзья!
    Весьма символично, что одно из первых парламентских слушаний в новом политическом сезоне Государственной Думы посвящено именно авиационной проблематике. Авиация - это не просто важнейшая транспортная отрасль, это  еще и одна из важнейших сфер человеческого прогресса, достижения в которой определяют экономическую и технологическую состоятельность любой страны. Россия сегодня осознает узость и бесперспективность сугубо сырьевого вектора развития. Для нее обращение к тому колоссальному научно-техническому заделу, который недавно был столь ярко продемонстрирован нашими авиастроителями во время авиасалона МАКС-2001 - насущная необходимость.
     Сегодня очевидно, что одной из серьезнейших ошибок,  допущенных за последние годы, является доведение нашей гордости, нашего достояния - авиации и авиационной промышленности до кризисного состояния. Я не буду приводить цифр и фактов, которые бы иллюстрировали это. Убежден - и в докладах, и в выступлениях их будет достаточно. Приведу лишь один тревожный факт, который недавно прозвучал на встрече Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с руководителями авиакомпаний. Уровень обновления нашего гражданского авиапарка сегодня составляет мизерную величину - всего 0,3 процента от общей численности воздушных судов, что, по крайней мере, в двадцать раз меньше, чем в развитых странах. Если вдуматься, это просто ужасающая цифра! Она свидетельствует о том, что мы, в сущности, ведем себя как временщики, не думающие о последствиях.
     Недавно всех нас потрясли терракты, произошедшие в США. Мирные самолеты злодейской волей были превращены в оружие, несущее смерть тысячам людей. Это, конечно, беспрецедентные события, и к разговору на нынешних парламентских слушаниях они имеют лишь косвенное отношение. Но я бы все же рискнул на такую параллель. В политиках, наплевательски относящихся к авиации, в предпринимателях, выжимающих из разваливающейся техники все до последней копейки, в специалистах, игнорирующих требования безопасности полетов - тоже есть что-то от безумия камикадзе! Недавние авиакатастрофы под Иркутском, в Чкаловском и некоторые другие должны восприниматься нами как последний звонок, последнее предупреждение.
     В последнее время появились обнадеживающие признаки. Благодаря политической воле руководства страны, мы наконец-то получили совершенно четко сформулированные Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года , суть которых можно сформулировать одной фразой - Российской авиации - быть ! Заметно возросла активность Правительства Российской Федерации, которое стремится сдвинуть с мертвой точки Федеральную целевую программу развития авиации, сделать нынешний год переломным для авиапрома. Свое слово обязана сказать и Государственная Дума. Мы, образно говоря, должны дать нашим авиастроителям и авиаперевозчикам подъемную силу законов.
    Круг законотворческих проблем, которые стоят перед нами и которые предстоит обсудить на сегодняшних слушаниях, весьма широк и многообразен. Какие изменения в бюджетном, налоговом и таможенном законодательстве необходимы, чтобы заработала, наконец, система авиационного лизинга? Что нам делать с Федеральным законом О государственном регулировании развития авиации , чтобы он заработал и начал на деле стимулировать модернизацию российского авиапарка? Какие пути реструктуризации авиапрома наиболее оптимальны? Чем мы должны ответить на ужесточение требований к безопасности и экологичности авиатехники, которые уже со следующего года начинает вводить ИКАО? У нас есть прекрасные, отвечающие всем международным нормам, самолеты, есть экологичные двигатели ПС-90, выпускаемые пермскими авиастроителями, но как добиться, чтобы все это не пылилось в заводских цехах и ангарах, а эффективно использовалось? Все эти и многие другие вопросы требуют внимательного и всестороннего обсуждения. Подчеркну - именно всестороннего. Скажем, весьма дискуссионным является сегодня вопрос о закупках иностранной авиатехники. Мы должны рассмотреть все точки зрения и найти решения, которые бы, с одной стороны, безусловно поддерживали отечественного производителя, с другой - содействовали развитию международной интеграции и кооперации в авиационной сфере.
    На парламентские слушания приглашены представители всех заинтересованных лиц - руководители Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, крупнейших авиационных производств, КБ, авиакомпаний - перевозчиков, представители Министерства обороны и Военно-воздушных сил, ученые и эксперты.
     Хотелось бы особо подчеркнуть, что по отношению к поддержке авиапрома и авиационного транспорта в Государственной Думе существует весьма широкое поле согласия. Позиции практически всех фракций и депутатских групп весьма схожи, и это позволяет выразить убежденность в том, что наш сегодняшний разговор не будет вязнуть в ненужной политизации, а будет носить профессиональный и конструктивный характер.