Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 28 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности


Законодательная база внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации

     Нормативно-правовую базу регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов РФ образуют Федеральный закон О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации , изданный в соответствии в соответствии  со статьей 72 Конституции   Российской  Федерации, а также законы и нормативные акты субъектов РФ и международные договора субъектов РФ.
    Федеральный закон О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации устанавливает:
    общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,  определяет правовые гарантии обеспечения прав и   законных   интересов   субъектов   Российской   Федерации  при установлении   и  развитии   международных   и внешнеэкономических связей:
     права   субъектов   Российской   Федерации   на  осуществление международных и внешнеэкономических связей  в пределах  полномочий,   предоставленных им Конституцией РФ,  федеральным    законодательством   и договорами  между  органами  государственной   власти  Российской  Федерации  и органами  государственной  власти    субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и   полномочий.
     В частности, им устанавливается, что субъекты РФ обладают  правом  на  осуществление  международных  и внешнеэкономических  связей  с субъектами иностранных федеративных государств,   административно   -  территориальными  образованиями иностранных   государств,   а   также  на  участие  в деятельности международных  организаций в рамках органов,  созданных специально    для   этой   цели.   Субъекты   РФ  с согласия Правительства  Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
    В законе закреплено также право  органов  государственной  власти  субъекта    Российской   Федерации   на   ведение   переговоров   и заключение    соглашений  об  осуществлении  международных и внешнеэкономических    связей. В соответствии с положениями закона проект   соглашения   об  осуществлении  международных  и внешнеэкономических связей,  заключаемого органами государственной власти  субъекта Российской Федерации,  не позднее чем за месяц до  подписания   представляется   для   согласования   в  Министерство иностранных  дел  Российской  Федерации,  а  при необходимости и в другие федеральные органы исполнительной власти. Эти органы должны информировать органы государственной власти субъекта РФ о результатах рассмотрения  проекта  соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей  не позднее чем через 20 дней после получения проекта указанного соглашения.
    Порядок регистрации   соглашений   об  осуществлении  международных  и    внешнеэкономических  связей,  заключенных органами государственной власти  субъекта  Российской  Федерации,  устанавливается Правительством Российской Федерации.
    Реализуя права, предоставленные им Конституцией РФ, и развивая положение упомянутого закона, ряд республик приняли специальные законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность: О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности в республике Башкортостан (08.05.1998 г.),   О регулировании внешнеэкономической деятельности на территории республики Калмыкия (21.01.1997 г.), О внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР (28.06.1991 г.), О внешнеэкономической деятельности в республике Татарстан (11.07.1996 г.).
    Администрация Хабаровского края выпустила постановление О договорах Хабаровского края о международных и внешнеэкономических связях и межрегиональных договорах , администрация Воронежской области О региональной государственной политике развития внешнеэкономической деятельности Воронежской области .
     В этих законах и постановлениях закреплены принципы внешнеэкономической деятельности, полномочия, определен круг участников ВЭД, методы государственного регулирования, программы и мероприятия по развитию ВЭД, контроль за осуществлением ВЭД.
    Кроме того, главами администраций ряда регионов приняты специальные нормативные акты, регулирующие вопросы экспорта отдельных видов продукции (лесопродукции, цветные металлы и др.), вопросы контроля за исполнением внешнеторговых сделок, защиты интересов региональных экспортеров (Амурская обл., республика Башкортостан, Брянская обл., Хабаровский край, Тамбовская обл.), по организации контроля за соблюдением таможенного и валютного законодательства (Липецкая обл.), контроля за ценами  (Приморский край).  
     Администрациями Челябинской и Пермской областей, Президентом республики Саха-Якутия заключены с Правительством РФ соглашения о разграничении полномочий в сфере международных и внешних экономических связей.
    Рядом субъектов РФ заключены двухсторонние соглашения с региональными органами власти государств дальнего и ближнего зарубежья:
Амурская обл. - с народным  правительством  округа   Большой   Хинган
провинции Хэйлунцзян (КНР) и правительством провинции Чунчоннам (Республика Корея),
Башкортостан - с Львовской областью (Украина),
Белгородская область - с Республикой Крым (Украина),
Калужская область - с областью  Хевеш (Венгрия) и др.
    Характеризуя состояние регионального законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, следует отметить, что после принятия Федерального закона О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации отменено или приостановлено действие ряда законодательных актов субъектов РФ, положения которых дублируют, а зачастую и противоречат указанному закону, в том числе: Об основах внешнеэкономической деятельности (Республика Алтай), О внешнеэкономической деятельности (Республика Кабардино-Балкария), О внешнеэкономической деятельности (Республика Коми).
    В качестве примера наиболее характерных противоречий регионального законодательства Федеральному закону О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации можно привести Закон Республики Алтай Об основах внешнеэкономической деятельности .
     Так, статьей 2 данного закона устанавливается, что Республика Алтай является самостоятельным  субъектом внешнеэкономической деятельности как суверенное государство. Статьей 7 к ведению высшего законодательного органа республики отнесены такие функции, как ратификация международных договоров и соглашений, регулирующих внешнеэкономическую деятельность; сделок, связанных с  отчуждением или передачей в залог  объектов,  являющихся  достоянием  народов,   проживающих на территории республики; контроль за исполнением правительством республики  законов и других нормативных актов, международных договоров и соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности; установление налогов, сборов, других обязательных  платежей  в    бюджет  и  внебюджетные  фонды;  основных   принципов    валютного    регулирования, квотирования и лицензирования товаров, производимых в республике; тарифное и нетарифное регулирование экспорта и    импорта  товаров,  работ,  услуг; предоставление  льгот   и приоритетов для участников внешнеэкономической деятельности, т.е. функций, которые регулируются федеральным налоговым, таможенным, валютным законодательством.  
     Статьей 9 установлено, что правительство  Республики  Алтай  от  имени  Республики  Алтай заключает  международные  договоры  и  соглашения,    регулирующие внешнеэкономическую деятельность, выступает        участником  международных организаций и объединений в  порядке,  установленном настоящим Законом и законодательством Российской  Федерации.
    Статьей 8 к ведению правительства Республики Алтай отнесены, в частности: определение   статуса,    порядка    открытия,    деятельности    представительств   иностранных    государств    и    международных    организаций, их юридических лиц и граждан на территории республики,   установление    стандартов    и    процедур      осуществления   внешнеэкономической деятельности, обязательных для  соблюдения  на   территории  республики, установление порядка  экспорта  и  импорта  товаров  (работ  и услуг), лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций, установление   порядка   валютно-финансовых  и   кредитно-расчетных отношений.
    В то же время в соответствии с Федеральным законом О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации субъекты РФ обладают  правом  на  осуществление  международных  и внешнеэкономических  связей  только с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными  образованиями    иностранных   государств,   а   также  на  участие  в деятельности   международных  организаций в рамках органов,  созданных специально для   этой   цели.   С органами государственной власти иностранных государств субъекты   Российской   Федерации  могут осуществлять такие связи только с согласия Правительства  Российской Федерации.
     Причем, под международными и  внешнеэкономическими  связями  субъектов  Российской  Федерации понимаются связи, осуществляемые  в торгово-экономической, научно-технической, экологической,  гуманитарной,  культурной  и в  иных областях. Соглашения      об      осуществлении      международных     и   внешнеэкономических  связей в этих областях,  заключенные органами государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации,   независимо  от  формы,   наименования и содержания этих соглашений, по своему статусу не являются международными договорами.
    Различается и порядок утверждения соглашений, заключаемых субъектами РФ. Так, согласно положениям Закона Республики Алтай Об основах внешнеэкономической деятельности проекты международных соглашений и договоров Республики  Алтай в  области внешнеэкономической деятельности до подписания   представляются  для  согласования  в  соответствующие   постоянные   комиссии Верховного Совета Республики Алтай и уже потом направляются  в Министерство внешнеэкономических  связей  России  для  сведения, согласования или регистрации.
    Между тем, в соответствии с Федеральным законом О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации  должны  заблаговременно   уведомлять  соответствующие  федеральные  органы    исполнительной   власти   о вступлении  в переговоры  по поводу заключения соглашения  об  осуществлении  международных и внешнеэкономических связей.
    Проект   соглашения   об  осуществлении  международных  и    внешнеэкономических связей,  заключаемого органами государственной   власти  субъекта Российской Федерации,  не позднее чем за месяц до   подписания   представляется   для   согласования   в  Министерство    иностранных  дел  Российской  Федерации,  а  при необходимости и в   другие федеральные органы исполнительной власти.
    Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие   федеральные   органы   исполнительной   власти  информируют  орган   государственной власти субъекта Российской Федерации о результатах   рассмотрения  проекта  соглашения об осуществлении международных и   внешнеэкономических связей,  как правило,  не позднее чем через 20   дней после получения проекта указанного соглашения.
     Анализ российской внешнеторговой практики свидетельствует о том, что в 90-е годы экономика страны понесла существенные потери из-за пробелов в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и отсутствия опыта по защите интересов отечественного товаропроизводителя. В частности, чрезмерная либерализация внешнеэкономической деятельности в течение нескольких лет привела к свертыванию производства в ряде отраслей (радиопромышленность, авиастроение, океаническое рыболовство и др.).
     Отечественные товаропроизводители и экспортеры часто испытывают на себе умелое противодействие нежелательному экспорту из России.
     По количеству ограничений экспорта Россия сегодня может считаться одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая второе место после КНР. К концу 2000 г. наибольшее число ограничений российского экспорта было введено со стороны ЕС (15), США (13), Индии (9), Канады, Южной Кореи, Перу, Польши, Украины и Филиппин (по 3). В качестве примера можно назвать ограничения против российской металлопродукции, химических товаров, газетной бумаги, урана, листового стекла, древесно-волокнистых плит. Есть угрозы возбуждения новых расследований или введения ограничений на импорт из России холоднокатаного листа (США), а также ядерного топлива (ЕС).
    Отчасти сложившееся положение обусловлено тем, что Россия не является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и не использует во внешнеторговой практике общепринятые в ВТО защитные меры для своей промышленности, отчасти из-за отсутствия достаточного опыта и нормативно-правовой базы для осуществления эффективной политики протекционизма. В то же время нельзя не отметить и то, что необязательно быть членом ГАТТ/ВТО, чтобы умело и действенно защищать свой внутренний рынок товаров и российских товаропроизводителей. Нужно только реализовать распространенные в мировой практике требования экономического протекционизма, а также иметь надлежащую правовую базу для того, чтобы можно было побеждать в ''торговых войнах".
    Подготовка к присоединению России к ВТО ставит в настоящее время задачу приведения федерального и регионального законодательства в соответствие с международными правилами. Необходимо в максимальной степени исключить предоставление односторонних уступок в отношении доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок, жестко увязывая такие уступки с требованиями по открытию рынков партнеров для российских товаров и услуг. Причем, таких позиций нужно придерживаться как в отношении стран дальнего зарубежья, так и стран СНГ.